Мамай ) — золотоордынский правитель, военачальник. золотой ордой от имени ее ханов, будучи темником. подготовил поход на русь в союзе с великим князем литвы ягайло. был разбит в куликовской битве 1380 г. дмитрием донским. потерял власть в золотой орде, бежал в кафу (феодосию), где умер.орлов а.с., георгиева н.г., георгиев в.а. словарь. 2-е изд. м., 2012, с. 295. мамай (г. рождения неизвестен — ум. 1380), татарский темник (военачальник) при хане бердибеке (1357—1361), после смерти которого стал фактически правителем золотой орды. стремясь возродить её могущество, предпринял ряд походов в земли. пытался усилить зависимость княжеств от золотой орды; разжигая феодальную рознь между князьями, стремился помешать объединению руси. его грабительские походы нанесли тяжёлый урон рязанскому (1373 и 1378) и нижегородскому (1378) княжествам. в 1378 мамай организовал большой поход, во время которого войско предприняло попытку вторгнуться в пределы московского княжества, но на р. вожа (приток оки) это нападение было отбито московской ратью. битва на р. вожа продемонстрировала перед ордой силу москвы. мамай начал готовить новый поход, чтобы уничтожить московское княжество и восстановить татарское иго в его прежнем виде. в куликовской битве 1380 года мамай потерпел полное поражение от войск дмитрия ивановича, великого князя владимирского и московского. вскоре после этой битвы мамай оказался вынужденным уступить власть в золотой орде хану тохтамышу — ставленнику тимура, а потом бежал в кафу (ныне феодосия), где был убит. во время ведения военных действий мамай использовал такие факторы, как внезапность, стремительность, атака крупными массами конницы на открытой местности. часто маневрировал на поле боя в целях расчленения противника или обхода его флангов и выхода в тыл, с последующим окружением и уничтожением; в то же время проявлял излишнюю самоуверенность, обусловленную успехами в сражениях с более слабыми противниками.
office426
08.12.2021
Кначалу правления юстиниана соседями империи на западе были так называемые «варварские королевства»германцев[комм. 7], образовавшиеся в v веке на территориизападной римской империи. во всех этих королевствах завоеватели составляли незначительное меньшинство, и унаследовавшие римскую культуру потомки жителей империи могли достигать высокого социального положения[65]. в начале vi века эти государства процветали в правление своих правителей — франки в северной галлии при хлодвиге, бургунды в долине луарыпри гундобаде, остготы в италии при теодорихе великом,вестготы в южной галии и испании при аларихе ii и вандалыв африке при тразамунде. однако в 527 году, когда юстиниан вступил на престол, королевства находились в сложной ситуации. в 508 году вестготы были изгнаны из большей части галлии франками, чьё королевство было разделено при сыновьях хлодвига. в первой половине 530-х годов от франков потерпели поражение бургунды[66]. со смертью теодориха в 526 году в королевстве остготовначался кризис, хотя ещё при жизни этого правителя обострился конфликт между партиями сторонников и противников сближения с византийской империей. похожая ситуация сложилась в начале 530-х годов вкоролевстве вандалов[67]. на востоке единственным противником византии было персидское государство сасанидов, с которым империя с небольшими перерывами вела войны с начала iii века. к началу vi века это было процветающее и развитое государство, примерно равное по площади византии, протянувшееся от инда до месопотамии на западе[68]. основными вызовами, которым противостояло государство сасанидов в начале правления юстиниана, были сохраняющаяся угроза вторжений гуннов-эфталитов, впервые появившиеся у границ во второй половине v веке, и внутренняя нестабильность и борьба за шахский престол. примерно в это время появилось народноемаздакитское движение, выступавшее против аристократии и зороастрийского духовенства. в начале своего правления шах хосров i ануширван (531—579) оказывал поддержку этому движению, но к концу его правлению оно стало представлять угрозу для государства[69]. при юстине i существенных военных событий, связанных с персией не происходило. из дипломатических событий примечательна инициатива шаха кавада, предложившего юстину в середине 520-х годов усыновить своего сына хосрова и сделать его наследником римской империи. это предложение было отвергнуто[70]. во внешней политике имя юстиниана связано прежде всего с идеей «восстановления римской империи» или «реконкисты запада». первым шагом в этом направлении стало завоевание африки и покорение королевства вандалов в 533 году, возникшего на завоёванных в начале v века территориях римской северной африки. обозначая цели этого предприятия в своём кодексе, император считает необходимым «отмщение обид и оскорблений», нанесённых арианами-вандалами ортодоксальной церкви, и «освобождение народов столь большой провинции от ярма рабства». результатом этого освобождения должна была стать возможность населения жить «в наше счастливое правление». в настоящее время существует две теории относительно вопроса, когда была поставлена эта цель. согласно одной из них, в настоящее время более распространённой, идея возврата запада существовала в византии начиная с конца v века. эта точка зрения исходит из тезиса, что после возникновенияварварских королевств, исповедующих арианство, должны были сохраниться общественные элементы, которые не признали утрату римом статуса великого города и столицы цивилизованного мира и не согласились с господствующим положением ариан в религиозной сфере[71]. альтернативная точка зрения, не отрицающая общего стремления возвратить запад в лоно цивилизации и ортодоксальной религии, относит возникновение программы конкретных действий после успехов в войне с вандалами[72]. в пользу этого говорят различные косвенные признаки, например исчезновение из законодательства и государственной документации первой трети vi векаслов и выражений, так или иначе упоминавших африку, италию и испанию, а также утрата интереса византийцев к первой столице империи[73]. в религиозных взглядах юстиниана видел происхождение его внешнеполитического курса известный византинист г. а. острогорский. по его мнению, как христианский владыка, юстиниан полагал римскую империю понятием, идентичным христианскому миру, и победа христианской религии была для него столь же священной , как и восстановление римского могущества[
falileevas
08.12.2021
Врезультате, в течение 1931—1933 гг. умерло от 1 млн чел. (оценка роберта конквеста) до 1,75 млн чел. (оценка абылхожина, козыбаева и татимова, 1989). около 1 миллиона казахов вынуждены были откочевать в сопредельные казакской асср регионы российской федерации, в том числе киргизскую асср, каракалпакскую асср, саратовский, сталинградский и средневолжский края, оренбургскую, челябинскую, омскую области, а такжезападно-сибирский край. имели место откочёвки и в сопредельные союзные республики: туркменскую сср иузбекскую сср. за пределы значительное число казахов откочевало в китай, монголию, иран и афганистан. впоследствии 0,4 млн казахов совершили обратную откочевку в казахстан. насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни, к огромным жертвам в основном среди коренного населения. первым мероприятием в казахстане были конфискации, проведенные весной 1920 и осенью 1928 годов. под конфискацию попали 11260 хозяйств, у которых было отобрано около 4500 тысяч голов скота (в переводе на крупнорогатый скот). по признанию самого голощекина, первоначальные замыслы советской власти были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства до 15,0 млн голов (все далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число голов скота для «баев-полуфеодалов» должно было составить не более −150 голов на хозяйство. но при утверждении плана конфискации 1928 года в цк вкп(б) и вцик , голощекина одёрнули, и установили другие нормы: 400 голов — кочевые хозяйства, 300 — полукочевые, 150 — оседлые. общее число хозяйств подлежащих конфискации снизилось до 7000. эта катастрофа подтверждается советскими переписями — так по официальным данным, согласно всесоюзной переписи населения 1926 года, казахов в насчитывалось 3 968 289 человек[2], а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года — всего 3 100 949 млн человек. то есть за период с 1926 года по 1939 годы после голода численность казахов на территории по официальным данным сократилось на 867 340 человек. умерших казахов в киргизии хоронили киргизы. со слов аксакалов киргизов «казахи пришли неожиданно к нам. толпы голодных и оборванных людей. каждый киргиз, понимая, что что-то случилось, делился хлебом и предлагал юрты для временного проживания. многие казахи умирали и валялись потом на дорогах. сами казахи на них не обращали внимания и просили только еды. нам, киргизам, приходилось хоронить их. мы хоронили их по киргизским традициям.»[источник не указан 19 дней казахи только к 1970 г. восстановили внутри казахстана свою численность на уровне 1926 г[3]. до голода в казахстане в 1932—1933-х годах в казахстане в этническом отношении доминировали казахи, но только к концу1990-х они снова стали большинством в республике. на освободившиеся места, в период 1938-44 гг. переселялись ссыльные и депортированные народы: ингуши, чеченцы, крымские татары, корейцы, , курды, турки,карачаевцы, немцы[4]. также население казахстана пополнилось узниками гулага: карлага, алжира и др., часть которых остались жить впоследствии в казахстане. по мнению же, а. н. алексеенко[5] «…с учётом всех возможных поправок потери казахского населения составили не более 1840 тысяч человек или 47,3 % от численности этноса в 1930 году. более всего пострадали казахи севера республики. потери составили здесь 879,4 тысячи человек или 74,5 % от численности этноса в 1930 году. в данном регионе наблюдалась наиболее значительная миграция, в первую очередь в пограничные районы российской федерации и китая. более половины представителей этноса было потеряно в восточном казахстане — 410,1 тысячи человек или 52,3 %. западный казахстан потерял 394,7 тысячи казахов или 45,0 % этноса, южный — 632,7 тысячи или 42,9 %. наименьшие потери были в центральном казахстане — 22,5 тысячи человек или 15,6 % этноса данного региона.»[6] положение с голодом усугублялось ещё жестким подавлением частями красной армии любой попытки избежать грабительской конфискации всего скота, которое являлось единственным источником пропитания и выживания. когда некоторые аулы и роды (племени) начали откочёвывать, пытаясь спасти свой скот, то на их перехват посылались отряды красной армии для ареста и уничтожения якобы «басмаческой банды». на самом деле, это были обычные мирные люди, которые пытались спастись от голода в населённых казахами территориях сопредельного китая, или пытавшиеся мигрировать в те регионы рсфср, где голода не было. попытки остановить переселение в китай активно предпринимали и пограничники, пытающиеся остановить их пулеметным огнём. но, тем не менее сотни тысяч казахов (иногда аулами целиком) смогли бежать от голода в китай.