На протяжении xvi - первой половины xvii в. численность населения европы постоянно росла. прежде всего это касается xvi века, в течение которого население европейских стран увеличилось с 69 млн до 95-100 млн человек. средняя плотность населения в европе увеличилась до 30-35 человек на 1 кв. км, что составляло примерно треть от современного уровня. рост численности населения было особенно заметным после ужасных времен эпидемии чумы ("черной смерти"), которая опустошила европу в xiv в. в первой половине xvii в. темпы роста уменьшились, и в середине века населения европейских стран составляло 110-115 млн человек. причины увеличения численности населения состояли в росте рождаемости, улучшении условий жизни, изменениях в рационе питания европейцев. средняя продолжительность жизни человека составляла 30-35 лет, что не исключало наличия людей, достигали преклонного возраста. большинство мужчин умирала в возрасте 40-60, женщин - 20-40 лет. прежнему большой оставалась смертность новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. связано это было с отсутствием медицинской во время родов, пренебрежением элементарных правил гигиены. больниц в современном понимании просто не существовало, были лишь приюты для неизлечимо больных, калек и престарелых. ужасные санитарные условия, особенно в городах, способствовали распространению болезней и эпидемий. в xvi - первой половине xvii в. отдельные районы европы неоднократно поражала эпидемия чумы. под время вспышки чумы в 1629-1631 гг, охватившего почти все средиземноморье, умерло более половины городского населения. земли чума опустошала в 1624-1630, 1634-1639 гг и в конце тридцатилетней войны. потери населения в этих странах составляли 60-75%. значительными были людские потери также от эпидемий оспы, холеры, тифа. население европы не только от эпидемий, но и от голода в неурожайные годы, , военных опустошения. особенно ощутимыми были потери от войн, связанные с началом использования огнестрельного оружия и массовым убийством мирного населения, стало обычной практикой ведения военных действий. во время восстания в нидерландах против испанского господства герцог альба, возглавлявший карательную экспедицию, извещал короля филиппа vi: "если я захвачу алькмаар, то ни существо не останется живой. каждую горло будет перерезано ножом ". огромными были потери во время гражданских войн во франции и первой общеевропейской тридцатилетней войны. по приблизительным подсчетам, только в xvii в. европа потеряла в войнах 3 млн человек. эпидемии, голод и войны были главными факторами, которые ограничивали рост населения, влияли на движение народонаселения и повседневная жизнь человека в xvi - первой половине xvii в.
Mukhina1811
22.05.2022
От архитектуры древнего египтасохранилось мало дворцовых построек (обычно они воздвигались из непрочных материалов). зато сохранились пирамиды, мастабы (усыпальницы трапециевидной формы, сооружавшиеся для египетских вельмож, а не фараонов) и скальные гробницы. наиболее крупные храмы стали воздвигаться в период нового царства. особенно замечательны фиванские храмы – луксорский и карнакский – с огромными залами и открытыми колонными дворами. стены храмов были покрыты раскрашенными рельефами и иероглифическими надписями. в древнеегипетском скульптурном искусстве заметно стремление к монументальности. нередки грандиозные статуи, достигающие 20 метров в высоту, высеченные из скал. таким колоссом является в первую очередь большой сфинкс (статуя льва с человеческой головой, символизирующая могущество и мудрость фараона), и столь же гигантские статуи рамзеса ii. в скульптуре и живописи древнего египта часто чувствуется условность. особенно проявляется она в изображении человеческой фигуры на плоскости (на рельефах и в живописи). лицо изображалось в строгом профиле, но при этом глаз был повернут en face. при изображении в профиль груди полностью давались очертания обоих плеч, хотя при подобном повороте фигуры одно из них должно было быть скрыто. египетский художник, следуя вековым традициям, стремился изображать то, что существует на самом деле, а не то, что он видел, рассматривая модель с той или иной стороны, когда многое ускользает из поля зрения. при желании египетские художники могли идеально точно передать вид натуры и в профиль и en face, но решались на это редко, ибо были связаны традицией. особенно сильна была зависимость скульптора или живописца от установленных норм при изображении высокопоставленных лиц. фараонов и вельмож приходилось изображать в величественной и неподвижной позе, с застывшей стандартной улыбкой на лице. художники избегали отмечать у них какие-либо недостатки, иногда придавали им чрезмерно большой рост. естественнее изображались в древнеегипетском искусстве простые люди (пастухи, земледельцы) и чужеземцы. полная свобода предоставлялась художнику при изображении фауны. изумительно точно и ярко показаны дикая кошка, гуси, утки и т. д. значительная ломка художественных традиций произошла в тель-эль-амарнском искусстве, т. е. во времена фараона-реформатора аменхотепа iv (эхнатона). и сам он, и его жена, и дочери, не говоря о других персонажах, изображаются натуралистически, причем недостатки даже подчеркивают большого развития достигли в египте музыка и танцы. существовали духовые инструменты (флейты), ударные (систры, кастаньеты) и струнные (арфы, лютни и танцовщицы иногда разыгрывали целые сложные пантомимы, изображая фараона и побежденного врага или травы, которые клонятся от дуновения ветерка. в храмах ставились религиозные драмы (мистерии), в которых представлялись смерть и воскресение осириса. это были зачатки театра, который получил полное развитие уже в античном мире. достижения древнеегипетской культуры и искусства египта заметно повлияли на потомков и (в значительной мере через греков) дошли до нас. геродот вполне справедливо считал египтян учителями . многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим . образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве. подлинные египетские обелиски возвышаются в риме и париже. сфинксы из красного гранита, из египта (они относятся к xv в. до н. украшают набережную невы в петербурге.