культура киевской руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась древняя русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.
двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. в крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. а вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.
особенности культуры 12 векаоднако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и . начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, . в целом, культура руси в 12 веке во многом переняла традиции византии и греции, откуда и было перенято христианство. основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским , к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.
таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.
архитектура 12 векавлияние греции и византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. от византии русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. первым подобным собором был софийский собор в киеве, у которого было 13 куполов, затем собор святой софии в новгороде, а следом за ним и множество других храмов. однако в 12 веке архитектура руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. появляются церковь покрова на нерли, дмитровский и успенский соборы во владимире – символы новой архитектурной традиции. успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые архитектуре ажурность, некоторую легкость.
живопись в 12 векеживопись также развивалась под влиянием христианства. все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. ярким примером может служить мозаика богоматери в софийском соборе в киеве.
иконопись теперь становится – если раньше на руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. постепенно иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. профессионализм мастеров растет.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Один афтор написал 12 в. написал, что все люди подобны либо овцам, либо псамю либо быкам. «овцы» питают других молоком проповеди руно (шерсть) доброго примера любви к богу. «быки» трудом обиспечивают жизнь себе и другим. «псы» же защищают от«волков» и «овец», и «быков». объясните, кого он имел в виду под каждым видом животных, включая «волков».