рабовладельческое поместье как таковое (включая его разные типы) было не только определенным хозяйственным организмом, но и неким социальным коллективом, внутри которого сложились своеобразные и весьма интересные для социальные отношения. поэтому вполне понятен интерес исследователей к проблемам рабовладельческих поместий. весьма интересным сюжетом, связанным с изучением римского поместья, для исследователей, являлось его изучения с правовой точки зрения. а так же возможности существования с юридической точки зрения категории земель в рамках одного поместья, правовых различий в поместьях, основанных на сходных принципах, но созданных на разных землях - полного квиритского права, арендованных или находящихся в частном владении. наконец представлял большой интерес правовой статус основных категорий работников римских поместий. изучение римских рабовладельческих поместий с хозяйственной точки зрения стало особенно интересовать специалистов в конце xix в. начале xx в., когда в античности наметился определенный поворот к . при анализе античной в европейской науке наметились три главных направления. на рубеже xix-xx вв. сложилась школа эдуарда мейера. ее последователи представляли себе жизнь древних обществ похожей (если не тождественной) современной им. рабов они рассматривали как эквивалент пролетариев эпохи капитализма, а основные производственные ячейки греко-римского мира в период его расцвета считали подобными фабрикам и xix столетия. сторонники эдуарда мейера вели полемику с учеными другого направления, связанного главным образом с именем карла бюхера. к. бюхер представлял себе античное хозяйство в виде системы замкнутых, самодовлеющих ойкосов с ярко выраженным натуральным производством, которое столь контрастировало с капиталистическим производством нового времени. третье течение среди ученых начала xx в. было представлено последователями макса вебера, который придерживался точки зрения о существовании в античной древности всех хозяйственных укладов, включая капитализм, городское хозяйство и феодализм, несколько отличавшихся от средневекового феодализма и капитализма нового времени.
в этот момент письменность у славян только зараждается и связано это с такими науками ка сфрагистика ( изучает надписи на печатях) и эпиграфика ( изучает надписи на каких либо предметах)
самой древней печатью и примером письменности на территории беларуси является - печать изяслава
самая древняя надпись относится к середине xi ст. на софийского собора, а самой древней книгой является туровское евангелие xi ст.
большое распостронение получили берестяные грамоты, которые использовали бедные люди. такие грамоты были найдены в витебске и мстиславле.
памятники письменности
- борисов камень (полоцк)
- рогволодов камень (ок. орши)
- самая древняя летопись - повесть временных лет ( о полоцких князьях)
-туровское евангелие
- "слово о полку игореве"
- "слова" кирилла туровского
- хождение и житие евфросиньи полоцкой
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие рыцарско-монашеские ордена были вовлечены в агрессию?