Недавно делал доклад. под "ангельским доктором" подразумевается фома аквинский. прозвище дано за мягкость характера. а вот и сам доклад: в начале 13 в. в западных областях европы происходит быстрый подъем общественно- развития, рост производительных сил. ширятся различные еретические движения, неудовлетворенность существующими социальными отношениями (в основном – городские ремесленники). против еретической идеологии необходимо было выдвинуть рационалистическое вероучение, придать законченность системе католического учения.начиная с 12 в. европа через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием аристотеля. в результате продолжительных споров победило мнение, чтотеология нуждается в оздоровлении философией аристотеля.растущее влияние аристотеля выявилось в новую теолого-философсккую систему, которую создал ф.аквинский.«сумма теологии» (разрабатывается католическая догматика – основное произведение всей схоластической теологии) и «сумма против язычников». 1.области науки и веры ясно определены. познание должно быть направлено на объект,а не внутрь, на субъективные формы мышления. возможность достижения объективного и истинного знания, однако познание не может охватить все. выше находится богословие (таинства христианской веры, например). но между наукой и верой нет противоречия. христианская истина выше разума, но она не противоречит ему. истина может быть лишь одна, ибо происходит от бога. предмет познания и веры и разума – бог. 2.роль философии. как орудие теологии. ф-я должна служить вере тем, что религиозные истины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что может ослабить выставленные против истины (веры) аргументы. 3.учение о бытии. мир как система, порядок, согласно которому все разделено на несколько иерархически обусловленных ступеней.- неживая природа (самая широкая)- мир растений и животных- мир людей- наивысшая ступень, первая абсолютная причина – бог.понятия эссенции и экзистенции (сущности и существования). всякое сущее состоит из сущности и существования. у бога сущность тождественна с существованием. а сущность всех сотворенных вещей не согласуется с существованием. все единичное является сотворенным, существует другим факторам, т.о. имеет характер обусловленный и случайный. т.о. фа укрепляет дуализм бога и мира. 4. онтология. учение о форме и материи аристотеля. материальные вещи- синтез пассивной материи и активной формы. материально состоит из формы и материи, духовное – имеет лишь форму.концепция универсалий (общее существуют в самих вещах как их сущностная форма.- образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного- существуют до вещей как идеальный предобраз. 5. доказательство существования бытия бога. можно доказать посредством разума.- движение. первый двигатель – бог.- причина. первая действующая причина – бог.- взаимоотношения случайного и необходимого. первая необходимость – бог.- степени качеств. должна существовать наивысшая степень совершенства – бог.- полезность. существует разумное существо, которое направляет все вещи к цели, это бог. 6. познание бога. познать бога можно в трояком смысле. см. универсалии.- через природу- на основе подобия творца и сотворенного- все понято как частица бесконечного совершенного бога. 7. учение о душе. душа – чистая форма без материи. этим обуславливаются ее неуничтожимость и бессмертие. душа – формирующий принцип, действующий во всех жизненных проявлениях. различает вегетативную душу (растения – обмен в-в и размножение), сенситивная (животные – чувственное восприятие, свободное движение), человек – разум. 8. познание. опосредовано разумом. приоритет разума перед волей. пассивный характер познания. источник познания не причастность к божественным идеям (либо воспоминания о них), но опыт, чувственное восприятие. если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. объектом познания является сущность, которая заключена в отдельных вещах. познание сущности возможно с абстракции. 9. этика. учение о добродетелях: мудрость, отвага, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь. основано на предпосылке, что человеческим естеством является разум: кто против разума, тот и против человека. разум возвышается над волей и может ею . предпосылка нравственного поведения – свобода воли.смысл жизни – в счастье, которое понимал как познание и созерцание бога. бог – неисчерпаемый предмет познания. высшая цель – достижение небесного блаженства. к нему человека ведет церковь, но не гос-во. 10. политическое устройство. выступает против социального равенства. лучшая форма гос-ва – монархия. монарх должен быть в совеем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. но подчинение светской власти духовной власти. мне за доклад поставили 4, т.к. не ответил на доп вопросы
lsuvorova1987
16.03.2022
Минусы капитализм мировой капиталистический кризис, массовая безработица, бедность и нищета народных масс, обострение межимпериалистических противоречий, империалистические войны, оккупация ряда стран империалистическими интервенционными корпусами, катастрофа окружающей среды и др. показывают обреченность, завершенность лимита этого варварского эксплуататорского строя - капитализма. его свержение является неизбежным. человечество может и должно переходить на более высокую общественно-политическую ступень.6 лет назад
Yevgenevich1150
16.03.2022
Фетишизм: религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам. сексуальный фетишизм — разновидность отклонения от традиционного сексуального поведения. политеизм: «многобожие»—система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь. политеизм является религиозной системой и типомтеизма, в рамках которого, политеизм противостоит монотеизму — вере в единого бога, и атеизму — отрицающему существование единого бога и любых других богов. ма́гия — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём