xviii век. как ни странно, но xviii столетие уже век усталости от прогресса, когда возникли первые сомнения в правильности выбранного направления. развивается , искусство, политика. вместо абстрактных идеалов человека эпохи ренессанса, да и xvii века, это столетие наконец-то понимает, что человек живой, обладает страстями, хочет конкретики, жаждет таинственности, иррациональности. именно с этим связан расцвет масонства.
однако же главным феноменом xviii века назовем просвещение. если деятели предыдущего столетия еще учились сами, то теперь мыслящая часть общества осознала, что уже пора просвещать народ. и самыми мощными средствами на тот момент для целей просвещения стали и театр. центральные идеи просветителей таковы: критика феодального общества и церковного “мракобесия”, осознание основополагающей роли знания, воспитания и образования, материализм, оптимизм, понимание человека как “tabula rasa” (“чистая доска”), на которую можно записать все разумное, и, конечно, идея прогресса человека и человечества. важным явилось осознание возможности существования различных взглядов на мир, философию, искусство, мораль и т.д. культура xviii века, как и предыдущая, продолжает строиться на талантах. здесь назовем имена вольтера, дени дидро, жана-жака руссо. кстати сказать, именно руссо и вольтер показали два пути, по которым пошла западная цивилизация. вольтер обрисовал идеи буржуазной демократии, а развитие идей руссо, как это ни парадоксально, ко всем эксцессам национализма.
особенной чертой xviii века явилось распространение светских салонов, где рождалось великое искусство общения людей, где часто в дискуссиях сталкивались высокоодаренные личности с разным мировоззрением. яркая мысль, появившаяся в подобных салонах, в неделю облетала всю страну.
эстетически прекрасный xviii век, век “галантных празднеств” искусства рококо закончился грандиозной трагедией французской революции. наверное, главной причиной начала революции можно назвать глубокое размежевание двух культур - “высокой” и “низкой”, аристократической и буржуазной. в прямом и переносном смысле они говорили на разных языках. в целом, нет ничего странного в самом факте буржуазной революции, которая уже свершилась в нидерландах, . но все же французская революция отличается от них двумя существенными моментами. во-первых, она породила в широких европейских кругах невиданные доселе надежды на социальный прогресс, поддерживаемые идеями французских просветителей. и, во-вторых, сделала францию первым тоталитарным государством мира. вспомним о том, что эта революция потопила сама себя в крови, сделав своим врагом собственный народ. для культуры нового времени важно то, что социальный эксперимент, начатый во франции, оказался незаконченным. в хх веке по пути тоталитаризма пошли многие государства: италия, испания, германия, хотя сама франция больше таких ошибок не делала.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Оцените изменения в области культуры в годы коммунистического режима.