арствование александра i по праву может считаться эпохой наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. воспитатель александра гражданин республиканской швейцарии лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. лагарп утверждал, что если россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ - отмены крепостного права и введения конституции. учитель александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. нет, большинство их будет сопротивляться, защищая свое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. а потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ. «дней александровых прекрасное начало…» - знаменитые пушкинские слова о заре правления государя александра павловича. мнение это разделяли многие современники, что совсем не удивительно. вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования. 15 марта 1801г. восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров. 22 марта объявлен свободный въезд в россию и выезд за ее пределы, весьма ограниченный при павле i. 31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из- за границы. в то время это была немыслимая свобода для многих стран европы, в особенности для наполеоновской франции. 2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и . в тот же день уничтожена тайная экспедиция (учреждение политического сыска). в стране не стало, правда, ненадолго, и самой тайной полиции. 27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка». верный заветам лагарпа, император александр павлович стремился окружить трон единомышленниками. начиная с 1801г., высшие государственные посты занимали сторонники конституционализма: канцлер а. р. воронцов, его брат, долгое время прослуживший в лондоне с. р. воронцов, адмиралы н. с. мордвинов и п. в. чичагов, знаменитый реформатор м. м. сперанский. на мировоззрение этих сановников сильно повлияла французская революция. они опасались, что такие же потрясения может пережить и россия. сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в конце концов к возникновению диктатуры. семен романович воронцов, критикуя деспотическую политику павла i, писал: «кто не желает, чтобы у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего царствования? но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства». чтобы не повторить судьбу отца, александр i стремился проекты многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. он сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке преобразований. в него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья царя: а.е. чарторыйский, в.п. кочубей, н.н. новосильцев и п.а. строганов. современники прозвали этот штаб негласным комитетом. члены негласного комитета видели свой политический идеал в британской конституционной монархии. но до серьезных реформ дело не дошло: помешали войны с наполеоном, начавшиеся в 1805г. преобразовательным замыслам александра мешало и мощное пассивное сопротивление чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии, тормозивших любые проекты в этой сфере.
а можно от имени спартака? вот кое-какие мысли: опять с раннего утра нас учили наносить раны друг другу, днём согнали на арену, а вот теперь я остался один на один с собой. когда прекращается многодневная пытка в школе гладиаторов, я вспоминаю горы фракии, где прошло моё детство. как страшный сон вспоминаю нашествие римлян, погубивших всю мою семью, всё, что мне было дорого. а эта толпа, что собралась смотреть на наши страдания! и какой омерзительный толстяк сидел в первом ряду! до меня донеслось, что это некто марк лициний красс. он так смотрел на меня, как будто именно моей погибели жаждал. какая ненависть была в глазах! и его, и всех, кто сидел вокруг него! прямо какие-то предчувствия меня теперь мучают. и вот, на потеху этих зверей я должен ранить и убивать таких же пленников, как я. но я больше не могу. каждый день меня учат и учат владеть то одним оружием, то другим… а вдруг в один день это обернётся против всех тех, кто жаждет наших страданий? завтра опять бой. останусь ли я в живых? или буду проливать кровь своих товарищей? нет, так продолжаться не может. сегодня вроде нас трогать не будут – эта проклятая учёба закончилась и эти бои тоже. а завтра всё опять сначала? разговаривать друг с другом мы не можем. но, может, наша боль без слов расскажет друг другу о том, что каждый из нас чувствует? бежать… куда? это решим по дороге. главное – как выбраться отсюда? впереди ночь. буду думать. но ни дня здесь больше оставаться не могу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
4чем вы объясните перелом в войне, наступивший с появлением жанны дарк? почему жанну дарк часто называют орлеанской девой?
французам нужно было во что-то поверить, чтобы армия воспряла духом, и появиась девушка, которая верила в то, что бог избрал для нее особый путь - вести французскую армию, чтобы победить; армия и государство поверило в это. орлеанская дева, т.к. под предводительством жанны дарк был освобожден от осады новый орлеан, это было одним из значтельных событий столетней войны.