народничество — идеология интеллигенции в российской империи в 1860—1910-х годах, ориентированная на «сближении» с народом в поиске своих корней, своего места в мире. движение народничества было связано с ощущением интеллигенции потери своей связи с народной мудростью, народной правдой. в советской народничество считалось вторым, революционно-демократическим («разночинским») этапом революционного движения в россии, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу. господствовавшее в 1860-80 гг. в россии течение социально-политической мысли.
идеология народничества основывалась на системе «самобытности» и самобытном пути развития россии к социализму, минуя капитализм. объективными условиями появления в россии такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. основы этого « социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов а. и. герценом.
поражение революций 1848—1849 гг. в странах западной европы произвело глубокое впечатление на герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем. сопоставляя судьбы россии и запада, герцен пришел к выводу, что социализм сначала должен утвердиться в россии и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. крестьянское общинное землевладение, крестьянская идея права на землю и мирское явятся, по герцену, основой построения социалистического общества. так возник « (или общинный) социализм» герцена.
« социализм» герцена был ориентирован на крестьянство как свою социальную базу, поэтому получил также название «крестьянского социализма». его главные цели состояли в освобождении крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидации помещичьего землевладения, введении крестьянского общинного , независимого от местных властей, демократизации страны.
идея общинного социализма, сформулированная герценом, была развита н. г. чернышевским. но, в отличие от герцена, чернышевский иначе смотрел на общину. для него община — патриархальный институт жизни, которая призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. после этого община исчезнет как форма производственного объединения.
в рамках народнического движения существовали два основных течения — умеренное (либеральное) и радикальное (революционное). представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и преобразованиям. представители радикального течения, считавшие себя последователями чернышевского, стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма.
также по степени радикализма в народничестве можно различить следующие направления: (1) консервативное, (2) реформистское, (3) либерально-революционное, (4) социально-революционное, (5) анархистское
нелегальные и полулегальные народнические кружки начали революционную работу «в народе» еще до отмены крепостного права в 1861 г. по борьбы за идею эти первые кружки заметно различались: пропагандистское и заговорщицкое направления существовали уже в рамках движения «шестидесятников» (народников 1860-х).
в 1861—1864 наиболее влиятельным тайным обществом петербурга была первая «земля и воля». его члены, вдохновленные идеями а. и. герцена и н. г. чернышевского, мечтали о создании «условий для революции». они ждали её к 1863 — после завершения подписания уставных грамот крестьянам на землю.
1870-е годы выдвигают на первый план беспредельное народолюбие; «кающиеся дворяне» (по меткому выражению н. к. михайловского) всецело посвящают свою жизнь тому, чтобы загладить перед мужиком вековую вину барства-интеллигенции. с конца 1860-х в крупных городах россии действовало несколько десятков народнических кружков. выпиши то что тебе нужно)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вчем отличия финийского алфавита от древнеегипетского иероглифического письма