Трудно понять, какое в точности место занимали женщина и ребенок в семье как первичной общности. без сомнения, женщина находилась в подчиненном положении. она не была в чести в этом мужском, военном обществе, чье существование постоянно было под угрозой и где, следовательно, плодовитость рассматривалась скорее как проклятие, чем как благо. христианство сделало мало для улучшения ее материального и морального статуса. ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. из всех видов дьявольского искушения именно женщина была наихудшим воплощением зла. «муж есть глава жены» (эф. 5,23) — христианство верило этим словам апостола павла и учило по ним. повышение статуса женщин наиболее ярко читается в культе девы марии, расцветшем в xii—xiii вв., поворот в христианской спиритуальности подчеркивал искупление греха женщин марией, новой евой. этот поворот виден также и в культе магдалины, получившем развитие с xii в., как показывает религиозного центра в везелее. но реабилитация женщины была не причиной, а следствием улучшения положения женщины в обществе. роль женщин в средневековых еретических (например, катары) или параеретических (например, бегинки) движениях была знаком неудовлетворенности отведенным им местом. впрочем, констатация презрения по отношению к женщине нуждается в уточнениях. хотя женщина и не считалась столь же полезной в средневековом обществе, как мужчина, но тем не менее она играла важную роль в жизни и помимо своей функции деторождения. в классе крестьян в работе она была почти тождественной, если не равной мужчине. когда гельмбрехт пытается убедить свою сестру готлинду бежать из дома отца-крестьянина, чтобы выйти замуж за «вора», с которым она заживет как , он говорит ей: «если ты выйдешь за крестьянина, то не будет женщины тебя несчастнее. тебе надо будет прясть, трепать лен, сучить нить, дергать свеклу». занятия женщин высшего класса были хотя и более «благородными», но не менее важными. они стояли во главе гинекеев, где изготовление предметов роскоши - дорогих тканей, вышивок обеспечивало большую часть потребностей в одежде сеньора и его людей. не только разговорный язык, но и язык юридический для обозначения разных полов называл их: «люди меча» и «люди прялки». в поэтический жанр, связанный с женщинами и обозначенный п. лежентийем как «песни о женщине», получил название «песни полотна», то есть распеваемые в гинекеях, в прядильных мастерских. когда между ix и xi вв. высший слой хозяйственного класса, «laboratores», добился известного социального продвижения, то это коснулось и женщин, принадлежащих к данной категории.
В1236 – 1242 гг. восточная европа подверглась мощному монголо-татарскому нашествию, значительная ее часть, в том числе все поволжье, оказалась под властью завоевателей. при этом булгары, марийцы, мордва и другие народы среднего поволжья были включены в состав улуса джучи или золотой орды, империи, основанной ханом батыем. письменные источники не сообщают о непосредственном вторжении монголо-татар в 30 – 40-е гг. xiii в. на ту территорию, где проживали марийцы. скорее всего, нашествие задело марийские поселения, расположенные близ районов, подвергшихся наиболее жестокому разорению (волжско-камская булгария, мордовия) – это правобережье волги и примыкающие к булгарии левобережные марийские земли.