- это наука мы о прошлом . мы изучаем чтобы знать что было в прошлом.если мы не будем иучать то мало чего будем знать.олько постигнув свою природу, свою сущность с совершенной ясностью и полнотой, человек способен оставаться самобытным, ни минуты не вступая в противоречие с самим собой, не обманывая ни себя, ни других.. и изучение этой , создание как науки, есть часть этого процесса национального самопознания, который так высоко ставит трубецкой ведь каждый человек несет в себе черты национального характера, национального сознания и, познавая свой народ, он тем самым познает самого себя.
оценивая в целом внешнюю политику екатерины следует признать, что в полном соответствии с самим духом эпохи, ее основными представлениями, а также конкретными обстоятельствами международного положения эта политика носила выраженный имперский характер и отличалась экспансионизмом, небрежением интересами других народов, а в определенной мере и агрессивностью. екатерина ii успешно продолжила и с триумфом завершила начатое петром i создание российской империи как великой мировой державы. внешнеполитическими результатами 34-летнего пребывания екатерины на троне были значительные территориальные приобретения и окончательное закрепление за россией статуса великой державы. страна стала играть одну из ведущих ролей в мировой политике, позволявшую воздействовать в своих интересах на решение практически любых международных вопросов. все это дало возможность в хiх столетии еще более раздвинуть границы империи. по существу, именно в екатерининскую эпоху была создана «единая и неделимая» империя с неисчерпаемыми людскими и ресурсами и бескрайними просторами, поглощавшими любого завоевателя. это было многонациональное государство с неповторимым этническим, , культурным, природным и социальным обликом. блестящие победы российских полководцев екатерининской поры на суше и на море способствовали формированию национального самосознания, которое, однако, было неотделимо в это время от сознания имперского. успехи екатерининского царствования во внешней политике высоко оценивались и современниками, и несколькими поколениями потомков, однако в перспективе многое из этого наследства обернулось для россии и ее народов серьезными проблемами. во-первых, империя складывалась как унитарное государство с сильной центральной властью, что по существу и обеспечило ей долголетие, ибо только сильная центральная власть была в состоянии удерживать эту огромную страну в повиновении. одновременно на саму империю постепенно стали смотреть как на наивысшую ценность, а в заботе о ее сохранении видеть важнейший патриотический долг. очевидно, что при этом игнорировались интересы и личности, и отдельных народов. ущемление национальных интересов распространялось на все населявшие империю народы, включая , - народ метрополии, который не только не получал никаких выгод от этого своего положения, но и нес на своих плечах основные тяготы по обеспечению жизнеспособности страны. однако колонизаторская полтика правительства ассоциировалась для народов империи именно с народом, что способствовало разжиганию национальной розни. во-вторых, активное участие россии в разделах польши на два последующих столетия определило развитие -польских отношений и превратило их в важнейший фактор внешней политики россии, ибо международная стабильность стала в значительной степени зависеть от взаимоотношений держав - участниц разделов. польский народ не мог смириться с уничтожением своей государственности, и на протяжении всего xix в. правительство россии неоднократно вынуждено было применять военную силу для подавления польских восстаний. делалось это опять же руками солдат, что естественно порождало в польше сильные настроения. следует упомянуть, что с разделами польши связано и появление в россии еврейского вопроса.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие события в россии и за её пределами повлияли на изменения в системе образования? (при николае1)