В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства.
Современное слово «подданный» происходит от слова «дань» (уплата дани) — подчиненный законам государства; а слово «гражданин» ведет свое начало от слова «горожанин» — имеющий долю во власти суверена.
Вопросы подданства и гражданства неоднократно становились предметом рассмотрения российских ученых, в том числе В.М. Гессена, А.А. Жилина, Ф.Ф. Кокошкина, Н.М. Коркунова, Н.О. Куплеваского, О.Е. Кутафина, Л.В. Лазарева, В.В. Сокольского и др.[4]
В Российской империи понятие гражданство отсутствовало, речь шла лишь о подданстве. Русское право XVI и XVII вв. не содержало норм, которые бы четко определяли, кто является русским подданным и кто — иностранцем. Таких норм и не могло быть, поскольку само понятие подданства в тот период имело бытовой, а не юридический характер.
С развитием городов и торговли, деловых и дипломатических связей, в ходе военных предприятий, завоевания новых территорий и переселений люди стали чаще покидать родные места.
На дорогах Европы можно было встретить немало торговцев, бродячих ремесленников и веселых школяров, монахов и паломников, актеров и гонцов, дипломатов и воинов. Крестьянские повозки с медлительными волами степенно двигались к ближайшему рынку. В Рим по делам церкви направлялись епископы и аббаты. Во время Крестовых походов европейцы убедились в том, как широк и разнообразен мир. У них появился интерес к жизни людей в далеких странах. Путешественники выходили далеко за пределы христианского мира и привозили интересные сведения о разных народах.
Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в XIII веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провел он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, где рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Средневековое общество было корпоративным. Каждый человек имел свою, четко очерченную «нишу»,входил в ту или иную корпорацию — обособленную группу людей, которые занимаются определенным общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядкам.
Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров (преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься). Само слово «университет» иозначает «корпорация». Учеба и преподавание наук стали особым занятием. В одних университетах всеми делами руководили студенты (так было в Болонье), а в других (например, в Париже) — совет профессоров.
Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Поселявшиеся в городе «чужаки» не могли рассчитывать на поддержку городского суда в столкновениях с местными жителями. В борьбе с городскими властями университеты добивались самоуправления: они имели выборных руководителей, собственный суд.
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»), а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты , возглавлявшиеся деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
Обычно в университетах, кроме подготовительного, было три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор, — читал выдержки из книг и объяснял непонятные места, а студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
«царь послал за ними ко льву в селунь, со словами: “пошли к нам без промедления своих сыновей мефодия и константина”. услышав об этом, лев вскоре же послал их, и пришли они к царю, и сказал он им: “вот, прислала послов ко мне славянская земля, прося себе учителя, который мог бы им истолковать священные книги, ибо этого они хотят|”. и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к ростиславу, святополку и коцелу. когда же (братья эти) пришли, — начали они составлять славянскую азбуку и перевели апостол и евангелие». выполните следующие : 1. о каком событии рассказывается в фрагменте? укажите его век по современному летоисчислению.2. какое значение имело данное событие для становления российской государственности? свой ответ поясните.
Значение письменности трудно переоценить. Государство не может управляться без письменности.
Нужны единые законы, а они должны быть защищены от искажения, значит записаны.Распоряжения и отчеты, приказы и раппорты в армии и на флоте, заявления граждан и решения органов власти - все это записывается. Огромное значение имело приобщение Руси через письменность к византийской культуре, к христианству, через него и к моральным, нравственным ценностям человечества, к культуре вообще.