Верхняя одежда
Тога
Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Вергилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].
Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.
Было известно несколько разновидностей тоги:
Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника
Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].
Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].
Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.
Стола
Сто́ла (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами(иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita)[18]. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[19].
Палла
Палла
Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[20], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.
Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как изменилось положение населения в великом княжестве литовском после заключения кревской унии? какими в этой ситуации представлялось будущее земель и надежды на возрождение государства?
Кревская уния- соглашение о династическом союзе между Великим Княжеством Литовским и Польшей, по которому литовский великий князьЯгайло, вступив в брак с польской королевой Ядвигой, провозглашался польским королём.
Кревская уния была подписана 14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси). Вследствие чего Ягайло взял на себя ряд обязательств: перевести Литву на латинский алфавит; использовать все возможные средства и возвращению утраченых Польшей Земель; увеличить количество пленных; перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр, народ; присоединить к Польскому Королевству русские земли; выплатить бывшему жениху Ядвиги (Вильгельм (герцог Австрии)) 200 тыс. в качестве компенсации за нарушение брачного соглашения.
Войска, законодательство и судебная система, а также казна (включая денежную эмиссию) оставались раздельными, сохранялась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов.
Последствия:Подписание Кревской унии, хотя и вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, стало этапом к прекращению борьбы между двумя государствами за юго-западные русские земли (последний этап войны за галицко-волынское наследство происходил в форме подавления совместными польско-литовскими усилиями самостоятельности князя Фёдора Любартовича) и расширению их границ до побережья Чёрного моря.
Условия Кревской унии (в 1401 году их уточнила Виленско-Радомская уния) действовали на протяжении 184 лет, вплоть до 1569 года, когда Великое Княжество Литовское и Королевство Польское подписали Люблинскую унию, объединившую оба государства в конфедеративную ограниченную избираемую монархию. А также одним из последствий Кревской унии было получение католическими феодалами дополнительных прав и вольностей.