ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ 12-13 ВЕКОВ
Нижняя одежда
Изображений женщин в нижней одежде на Руси очень мало, и ни одной целой женской рубашки до XVI в. археологами пока не найдено. Можно лишь предположить несколько вариантов покроя женской сорочки, основываясь на археологических находках фрагментов рубах на территории Руси и соседних стран.
Показательно, что по данным этнографии в России сосуществовали в одно и то же время несколько вариантов женских рубах – в разных регионах были свои отличия. Вероятно, в Древней Руси такие отличия тоже наблюдались, но из-за недостатка данных в полной мере невозможно их восстановить.
Исследователь костюма Древней Руси домонгольского периода Ю. В. Степанова отмечает на материале погребальных памятников Верхневолжья, что с конца XI – начала XII вв. возрастает число женских рубах с асимметричным (или по центру) разрезом по горловине. С этого времени наличие воротников с застежкой на 1-5 пуговиц (Степанова Ю. В. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы IX Международного научного семинара. — Омск-Нальчик, Омск. ун-т, 2001. С. 236-239.).Та же датировка(XI-XII вв.) у воротничков из женских и мужских погребений в суздальских курганах. Вероятно, в это время происходило формирование и рас традиционной рубахи с вертикальным разрезом от горловины и воротником, застегивающимся на пуговицы, в том числе ирубахи-«косоворотки».
Из возможных покроев женской сорочки наиболее вероятными представляются два варианта.
1. Покрой, реконструированный на основе сопоставления археологических фрагментов женских рубах X в. из погребений в Пскове и Гнездове (Орфинская О. В., Зубкова Е. С. Предварительные итоги исследования текстиля из погребения № 3 Старовознесенского IV раскопа в Пскове // Археология и история Пскова и Псковской земли. – Псков, 2008. С. 56-75; Орфинская О.В. Текстиль из камерного женского погребения Ц — 301в Гнездове. Стендовый доклад на семинаре «Археология и история Пскова и Псковской земли», 18-20 апреля 2011 г.).
Длительность существования данного покроя подтверждается находками аналогичных женских рубах XVII в. и данными русской этнографии. Практически полное совпадение археологических находок с этнографическим покроем бесполиковых женских рубах позволяет предполагать, что данный вид рубах существовал на протяжении всего Средневековья, а затем, с небольшими изменениями, продолжал бытовать до XIX в. Этнографы относят данный крой к наиболее архаичным. В ряде областей так кроили «покосницы» — ритуальные рубахи, которые носили женщины во время сенокоса. При таком крое рукава рубахи вместе с основными полотнищами (передним и задним) образуют широкую горловину, которую потом собирают в мелкие складки и обшивают полосой ткани. Эта полоса образует и завязки спереди. Рукава суживались к запястью, боковины рубахи были прямые или скошенные.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Используя текст данного параграфа и материалы других параграфов учебника посвященных культуры науки составте таблицу основных этапов развития науки и культуры до середины 1960-х. по учебнику россии 9 класс страницца 288
Цель внешней политики московских царей в 16 веке состояла в том, чтобы объединить все русские народности под московским суверенитетом и уничтожить останки монгольского господства на Русской равнине – поэтому политика расширения, следовательно, в двух направлениях – на Запад и на Восток.
Вместе с тем, можно наблюдать еще одну цель – прорваться к морю, как к Балтийскому, так и к Черному морю. Этот мотив консолидации своих континентальных владений прочно закреплен в российской внешней политике. Внешняя политика Ивана IV (1530-1584 гг.) разделилась между тремя направлениями – восток, запад и юг. Ему удалось завоевывать два татарских царства Казань и Астрахань. Общественное мнение побудило Ивана продолжить политику упразднения татарского господства, завоевав Крымское ханство, что дало бы ему прочный плацдарм на Черном море. Однако война против Крыма привлекла бы его к необходимости в конфликте с самой сильной державой в Восточной Европе того времени, а именно с Турцией. Для этого, сил Московии недостаточно. Для того, чтобы начать войну с турками, Ивану нужно было адаптироваться к европейской военной технике. Иван повернулся на запад, против рыцарей германского ордена, а затем против их защитника Польши.
Война Ивана с Польшей закончилась катастрофой. Россия была отброшена из Прибалтики на более чем на век, силы народа были исчерпана, приближалась мощная революция.
Хотя Иван IV использовал все силы нации, чтобы продвигаться против Запада, постепенно стала проявляться противоположная тенденция. Русские массы, сломленые беспощадным военным отбором и давлением налогообложения, бежали, главным образом в южном и восточном направлении. Началась колонизация «Новой России», плодородных степей между Окой и Черным морем. В то же время первые русские авантюристы и завоеватели пересекли Уральские горы и начали подчинение Сибири под властью России.
Спустя сто лет после смерти Ивана IV, при вступлении Петра Великого (1682), Россия столкнулась примерно с теми же проблемами внешней политики, которые были оставлены пятнадцатым и шестнадцатым веками: союз под властью Москвы протии народов Запада, проживающих в пределах польско-литовского государства; достижение выхода к морю; доминирование на связью между Балтийским, Каспийским и Черным морями.