"Формирование культуры единого Российского государства в 16 веке"
Из истории мы хорошо знаем, что в 16 веке российская культура попадает под влияние политической сферы, поддается и полностью пропитывается таким явлением как идеология.
Это не случайно, ведь в 15-16 веке образование Российского государства как единое только завершается, Россия избавилась от многовековой зависимости от Золотой Орды. И кроме того, в России сформировалась народность, религия окончательно укрепилась, а в политической среде появились тенденции к централизации и абсолютизму.
На таком «тесте» начала формироваться уникальная культура, которая была фактически полностью подчинена государю.
Это проявлялось в том, что у мастеров живописи заказывали только знатные люди, изображались военные действия, если строились храмы, то не просто так, а они посвящались к какой-то военной победе. Кроме того, если в пример взять литературу, то от цензуры и идеологии не успев появиться она пострадала больше всего, так как появился целый жанр, иллюстрирующий о жизни правителя, множество былин, прославляющих правителя и так далее.
Фактически все жанры искусства, за исключением прикладного искусства, который был создан народом изначально, были подчинены политике.
Поэтому мы с уверенностью можем сказать о том, что формирование культуры единого Российского государства в 16 веке происходило под пристальным контролем и активным участием государства.
Начавшийся подъем хозяйства, переселение людей на территорию Северо-Восточной Руси и складывание великорусской народности объединению земель в единое государство.
Московское княжество, ставшее самостоятельным в 1276 г., при младшем сыне Александра Невского князе Данииле Александровиче (1276—1303), родоначальнике династии московских князей, стало претендовать на роль собирателя Русских земель. С присоединением к Москве отвоеванной у Рязанского княжества в 1300 г. Коломны, в 1302 г. Переславля, в 1303 г. — Можайска территория Московского княжества увеличилась почти в два раза. Все течение Москва-реки оказалось во владении Московского княжества. Москва стала важным узловым пунктом водных и сухопутных торговых путей.
Основным соперником Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение выступало Тверское княжество, образованное как самостоятельное в 1247 г. и бывшее крупным и сильным. Победителем в борьбе за ярлык на великое княжение в 1303 г. после смерти Даниила Александровича оказался тверской князь Михаил Ярославич получивший в 1304 г. в Орде ярлык на Владимирское княжение и княживший до 1319 г. После его казни в Орде в 1318 г. Московский князь Юрий Данилович впервые получил ярлык на великое княжение, но в 1325 г. московский князь был убит в Орде сыном тверского князя Михаила Ярославича — Дмитрием Московский престол в 1325 г. перешел к его брату — Ивану I Калита (ок. 1295—1341), воспользоваться восстанием тверичан против татар в 1327 г. чтобы получить ярлык на великое княжение. Калита в 1328 г. получил ярлык. За отказ Новгорода в 1332 г. дать в счет дани дополнительно серебра он занял Торжок и опустошил часть Новгородской земли. В 1337 г. после временного примирения с тверчанами Иван Калита направил войско на Заволоцкие земли Великого Новгорода, чем закрепил присоединение Торжка к Москве. Борьба с Тверским княжеством была длительной и непримиримой до полной потери самостоятельности Твери в 1485 г.
Однако заслуга Ивана Калиты — право самому собирать дань со всех внешних и удельных княжеств и отчитываться перед золотоордынским ханом. Пользуясь доверием хана. Упрочение экономических отношений Руси с Ордой прекращению монголо-татарских набегов на Русские земли с 1328 по 1368 гг.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
ответить на вопрос по . на сколько идеи жана кальвина и организация кальвинистской церкви соответствует интересам горожан? 35