Вxiii веке владимиро-суздальское княжество было одним из сильнейших на руси. правители этого княжества, начиная с юрия долгорукого, проводили политику укрепления княжеской власти. проведя в военных походах долгие годы, юрий долгорукий сумел покорить многие соседние территории и даже занять силой великокняжеский престол в киеве, однако вскоре был отравлен там политическими противниками. сын юрия андрей продолжил курс отца на жесткое укрепление своей власти и борьбу с боярской оппозицией. в селе боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. лишь через несколько лет сумел навести порядок сын андрея - всеволод большое гнездо, подавивший выступления родовой знати. при нем княжество достигло наибольшего могущества. таким образом, в xiii-xiv веках владимиро-суздальское княжество было централизованным, с сильноой княжеской властью. новгородская земля кардинально различалось по своей политическому устройству от выше упомянутого княжества. в 12 новгород веке стал самостоятельной феодальной республикой и принимал к себе князей только по собственному выбору и на известных условиях. такая ситуация была не характерна для средневековья, а тем более для периода феодальной раздробленности, когда народ особенно «держался» за князей, видя в них защиту и гарантию безопасности. в новгороде же князь не был единовластным правителем. он выполнял функцию связующего звена, с одной стороны, новгорода с русью и порядками в остальных ее землях, а с другой - отдельных частей новгородской земли. руководящая роль в княжеством принадлежала вечу, хотя во многих других княжествах этот орган был уже . в действительности же вся реальная полнота власти находилась в руках бояр и привилегированной части купечества. боярско-купеческая верхушка учитывала политическую активность городского населения, и умело использовала ее в борьбе с княжеской властью, отстаивая свои собственные интересы. государственное новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. высшими должностными лицами “господина великого новгорода” были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь. посадник — исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии) . в xii в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) — архиепископ. он сосредоточивал в своих руках высшие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан. вторым по значению лицом был посадник, избиравшийся на ограниченный срок. таким образом, политический строй новгородской республики и владимиро-суздальского княжества кардинально отличался. если в новгороде вся власть в действительности принадлежала верхушке знатных бояр, а де-юре осуществлялась вече, то во владимире была сильна власть князя, то есть по сути был строй - монархия.
apetrov13
10.09.2020
Поселения и могильники Отрарско-Каратауской культуры расположены в районах южных и северных отрогов Каратау, в долинах Арыси и Бугуни, в среднем течении Сырдарьи, распространяясь от северо-восточных отрогов Каратау на севере и до песков Изакудук на юге.
История археологического исследования этих районов начинается с 1867 г., со времени поездки П.И. Лерха.
Начиная с 40-х гг. ХХ в. и до сих пор здесь проводили исследования археологические экспедиции и отряды А.Н. Бернштама, Е.И. Агеевой, Г.И. Пацевича, К.А. Акишева, К.М. Байпакова, Л.Б. Ерзаковича, Л.М. Левиной, Е.А. Самагулова, Н.П. и А.Н. Подушкиных, А.А. Ержигитовой, А.Н. Грищенко, Б.А. Байтанаева.
Название «Отрарско-каратауская культура» было впервые использовано Л.М. Левиной для обозначения культуры, названной в свое время А.Н. Бернштамом «Отрарско-каучинской». Название «Отрарско-каратауская культура» утвердилось в научной литературе.
Л.М. Левиной на основании изучения керамики была предложена хронология культуры.
Первый этап ее отнесен к I в. до н. э. — III— IV вв. н. э.
Сейчас после многолетних исследований региона можно выделить несколько крупных центров на территории распространения отрарско-каратауской культуры. Прежде всего, это Отрарский оазис, давший название культуре, где выделяются в свою очередь несколько групп памятников.
Это городище Отрар и расположенные от него в радиусе 15 км городища и поселения — Куйруктобе, Алтынтобе, Мардан-Куик, Жалпактобе. Это крупные городища, существующие в течение многих столетий: Отрартобе (с первых веков н. э. до XVIII в.), Пшакшитобе (с первых веков н. э. до XII в. н. э.), Куйрыктобе (с первых веков н. э. до XIV в.), Алтынтобе (с первых веков н. э. до XII в.), Мардан-Куик (с первых веков н. э. до XV в.), Жалпактобе (с первых веков н. э. до XII в. н. э.). Здесь же на площади около 250 кв. км расположены десятки поселений типа тобе с площадкой разного размера, среди которых выделяются Каламтобе, группа Актобе, Чоль-тобе, Караунчуктобе, Шошактобе, Ботайтобе, Кайнартобе, Маслахат, могильники Талтакай I и II, Конуртобе.