Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кожну з особливостей економічного розвитку україни початку 20 ст. проілюструйте . а) концентрація промислового виробництва; б) утворення монополій; в) вплив іноземного капіталу; г) нерівномірний розвиток окремих регіонів україни; д) спеціалізація промислових районів; е) зростання чисельності промислового робітництва; є) розгортання страйкового руху пролетаріату.
поволжье рассматривается и социологами как относительно самостоятельный и целостный регион, как единое (с середины xix века) культурно-образовательное пространство, уникальный образец взаимодействия разных этнических культур общность судеб, жизни и образовательных институтов детерминировала развитие культуры народов поволжья (марийцев, мордвы, татар, чувашей, удмуртов) в середине xix - начале xx века. все эти факторы делают поволжье наиболее показательным с точки зрения изучения национального (в значении - ) просветительства.
в науке не сложилась концепция национального просветительства как целостного социокультурного, философского и -педагогического феномена, сказавшегося на формировании всей сферы национальной культуры периода модернизации этнических социумов во второй половине xix - начале xx века. всестороннее и тщательное исследование затруднялось, с одной стороны, незавершенностью многих инициированных просветительским движением начинаний (к 1917 году не были решены выдвинутые движением социально-политические ), а с другой стороны, отсутствием общетеоретических подходов к определению самих понятий «национальное просветительство» и «национальный просветитель».
тем не менее, национальное просветительство поволжья и деятельность его субъектов - сквозная тема, позволяющая изучать структурные компоненты национальной культуры, полноценно анализировать пути становления этнического сознания народов, формирование их политических устремлений, развитие межнациональных отношений. оно является закономерным этапом в национальной , связанным с культурно-цивилизационной эволюцией внутри традиционных этнических социумов. теоретико-методологические и конкретно- аспекты модернизации находят в национальном просветительстве продуктивные гносеологические аналогии.
национальное просветительство - феномен, отразивший в себе разные стороны этнической культуры народов россии. оно во многом определило их современное цивилизационное развитие, пути сближения с достижениями мировой и культуры. в нем произошло объединение общечеловеческих идей просвещения и национальных культурных традиций.
эпоха просвещения, определяющая культурный водораздел между феодализмом и новым временем, отличалась от предыдущих моделей философствования стремлением распространить научные знания на самые широкие слои населения, освободить разум человека, переустроить общество на основе изменения человека. европейское и российское просветительство сказалось на развитии общественного сознания, разнообразных отраслей научного знания, методологии науки, на общественно-педагогаческомдвдшении.
просветительство нетитульных народов россии, обладая общепросветительским сциентистским пафосом, представляло собой интеграционный культурно- феномен, охватывающий вопросы национального строительства, культуры и образования, обеспечивающий «внутренний культурный рост» народов (н.в. никольский), способствующий «поднятию их духовно-нравственного уровня и материального благосостояния» (и.я. яковлев), «росту народного самосознания, приобщению к общечеловеческой семье культурных народностей» (м.е. евсевьев).
привычность присутствия темы национального просветительства в краеведческой породила традицию универсального применения понятий «национальное просветительство», «национальный просветитель» ко всем культурным явлениям и институтам, что мешает полноценному пониманию значимости феномена национального просветительства, его сущности, размывает хронологические рамки этого явления, мешает осмыслению его социокультурной значимости.
традиция восприятия национального просветительства поволжья в рамках «этнических квартир» сужает общественную и культурную значимость этого явления общественного сознания, переводит его в разряд периферийных процессов общественно-политической жизни россии, не позволяет выявить его целостность и подлинную ценность.
диссертации по гуманитарным наукам -