1651 року річ посполита після зборівського миру відновила воєнні дії проти козацької україни. однак через позицію хана іслам-гірея, котрий не хотів допустити розгрому речі посполитої, богдан хмельницький змушений був відмовитися від активних наступальних дій до берестечка й до 25 червня переправити його через річку стир . лише дочекавшись у середині червня прибуття хана з 30—40 тис. воїнів, гетьман негайно вирушив у похід. не знаючи про це, 27 червня поляки подалися до міста дубно , і коли їхній авангард уже подолав 7—8 км, стало відомо про наближення українців. тоді було вирішено повернутися до табору під берестечком. ранком наступного дня почалися сутички з кримцями (українських кіннотників було небагато), які й розпочали берестецьку битву. однак битва під берестечком не стала завершенням війни. білоцерківський договір , який так і не був затверджений сеймом , не тривав і року, а 2 червня 1652 року відбулась нищівна для польського війська битва під батогом .
khar4550
07.04.2023
Развитие культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание земель вокруг московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. от века к веку все заметнее становится роль москвы, московских великих князей. московская русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры. в большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. особенно выделяются произведения куликовского цикла (“задонщина”, “сказание о мамаевом побоище”). они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами воинов. во второй половине xv в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий) . сохранялись и умножались летописные традиции. в xiv в. в москве создается летописный свод, а составленный в 1442 г. “хронограф” включает описание всемирной . в первой половине xvi в. вокруг митрополита макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “великие четьи-минеи”. это собрание наиболее читаемых на руси книг: житийной , поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией. важным культурным событием стало появление книгопечатания. оно связано с именами ивана федорова и петра мстиславца, которые создали первую печатную книгу “апостол” (1564). во львове был выпущен первый букварь с грамматикой. реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в xvii в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную. общественно-политическая мысль. среди письменных источников xv-xvi вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе россии. архитектура. москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. дмитрий донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского кремля. на месте деревянных укреплений, построенных при иване калите, возник новый белокаменный кремль. строительство московских укреплений продолжалось в течение всего xvi в. к кремлю пристроили полукольцо укреплений китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” федор конь возвел “белый город” длиной около 9,5 км. ф. конь построил также стены кремля в смоленске. во второй половине xvi в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. живопись. феофан, выходец из византии, жил в новгороде, а затем в москве. для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. решения стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. это к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. ремесло. в xiv-xvi вв. продолжалось развитие ремесла. главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. в конце xv в. в москве создается пушечный двор. первые пушки появились на руси в последней трети xiv в. в последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. одним из ее представителей был андрей чохов, создатель знаменитой царь-пушки.