Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Церковную реформу возглавил патриарх Никон (1652–1658). Он взял за основу греческие книги. Патриарху противостояла группировка, которая настаивала на «чистоте» лишь текстов русских церковных книг. Оппозицию возглавлял протопоп Аввакум.
Светская власть принимала активное участие в реформе, так как:
1) Никон, умный, властный и честолюбивый человек, притязал на ту же роль, которую присвоил себе фактически патриарх Филарет в царствование Михаила Романова (тот практически правил страной);
2) патриарх выступал за первичность духовной власти по сравнению со светской. Являясь соправителем царя, он оттеснял на задний план Боярскую думу, а иногда и Алексея Михайловича. В результате взаимоотношения между ним и царем обострились, так что, когда Никон в Успенском соборе Кремля в 1658 г. отрекся от патриаршества, царь быстро принял его отставку;
3) Никон сделал попытку вернуть свой пост, но было уже поздно. В 1666 г. церковный собор подтвердил низложение патриарха, и тем самым и верховенство светской власти над духовной. В дальнейшем основным защитником церковной реформы стал сам Алексей Михайлович.
Церковный собор 1666–1667 гг. проклял всех противников реформы и предал их суду светских властей. Это вызвало к жизни явление старообрядчества – сложного, противоречивого феномена в жизни русского общества, которое отражало не только различные идейные воззрения, но и социальные интересы.
Суть церковной реформы:
1) церковные нововведения не затрагивали основы русской религии и коснулись только обрядовой ее стороны. Но хотя речь шла о «несерьезных» вещах, таких как двуперстие или троеперстие, написание имени Христа через одно или через два «и» и др., нужно учитывать, что для каждой религии обрядовая сторона очень важна. Возмущение людей вызвал сам факт вмешательства светской власти в традиционную культуру;
2) речь шла о необходимости упорядочения и централизации церковной и всей духовной жизни, так как этого требовали процессы в социально-экономической и политической сферах. Становление абсолютизма в России вызывало необходимость большего подчинения церкви государству. Последствия церковного раскола:
1) старообрядцы считали церковную реформу покушением на веру их отцов и предков. Они считали, что государственная власть и церковное руководство оказались во власти антихриста;
2) старообрядцы бежали на окраины страны, в глухие леса, за границу, а при приближении правительственных войск прибегали к коллективному самосожжению;
3) большой размах этому движению придал социальный мотив, который лежал в его основании, а именно возвращение к старине, протест против централизации, крепостничества, господства государства над духовным миром человека;
4) недовольство новыми порядками в стране объясняло и достаточно пестрый состав старообрядцев, сюда входили как «низы», так и боярские верхи, священники.
Итоги церковной реформы:
1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую;
2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.
ответ: Російський царь Роман створив Галицько-Волинський літопис.
Інформація про Галицько-Волинський літопис.
Га́лицько-Воли́нський літо́пис — літопис XIII століття, присвячений історії Галичини і Волині. Зберігся в Іпатіївському літописному зведенні. Охоплює події 1201—1292 років. Вважається головним джерелом з історії Галицько-Волинського князівства. За повнотою відображення специфічних українських мовних ознак Галицько- Волинський літопис перевершив минулі літописні зведення (“Повість минулих літ”, Київський літопис ХІІ ст.) і не поступається іншим писемним творам ХІІІ ст.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1) суверенитет россии был провозглашен 12 июня года 2)в 1994 г. россия присоединилась к программе "партнерство во имя мира", предложенной: а) юнеско; б) нато; в) советом безопасности оон ; г) германией; д) сша 3)в конце 1992г. начата приватизация госсобственности, первый этап короткий: а) проводился на основе ваучеров; б) коснулся сферы услуг( парикмахерские, бани и т.п) ; в) охватил сферу услуг и торговли; г) связан с легкой промышленностью; д) начинался с предприятий тяжелой промышленности. 4) как государство был ликвидирован решением: а) референдума б) референдума в украинской сср о государственной независимости; в) беловежской тройки (ельцин, кравчук, шушкевич), г)м.с. горбачева о снятие с себя полномочий верховного главнокомандующего. 5)председателем верховного совета рсср в 1990 г. был избран. а)и.с. силаев. б)н.и рожков. в) б.н. ельцин. г)хасбулатов д) руцкой 6)в снг вошли; а) все бывших республик ; б) все бывшие республики , кроме 3-х ; в)11 республик г) 7 республик д)9 республик. 7) вывод советских войск из германии завершился в: а)1991г б)1992г в)1993г г) 1994 д)1995г 8)высшая законодательная власть в современной россии принадлежит: а) федеральному собранию б)конституционному суду; в)президенту; г) государственной думе. д)совету федерации. 9)1-ым президентом стал: а)полосков б)силаев в)н.и рожков г)ельцин д)горбачев 10) советская власть в россии юридически ликвидирована: а)с провозглашением суверенитета россии в июне 1990г . б)провалом путча гкчп в августе 1991г в) с заключением беловежских соглашений в декабре 1991г. г)после сложения м.с. горачевм полномочий президента 25 декабря 1991года д)после выборов в федеральное собрание 12дек. 1993г 11)россия как политический партнер дополнила "семерку"ведущих стран запада . а)1993 г, б)1994г. в)1995г г)1996г д)1997г 12)в снг в 1991г не вошел (а) а) узбекистан б)таджикистан в)туркменистан г)киргызия д)грузия. 13)окончание "холодной войны" между россией и сша зафиксировано в кэмп-дэвидской декларации во время визита ельцина в сша а)1992г. б)1993г в)1994г г)1995г д)1996г.
5)В
12)А,Д
13)А