самым нормативно-правовым актом был свод законов царя Хаммурапи, где большая часть законов имела божественный характер. Одним из основных постулатов данного свода законов была стабилизация социальной жизни. Была запрещена вендетта, которая, как правило, не имела ни конца, ни края.
Много позже мир узнал о кодексе Юстиниана, наверное, самом популярном своде законов. Здесь речь идет уже не о кровной мести, а о социальных отношениях в торговле, регулировались гражданские отношения между сословиями и межличностные – в семье.
Русская Правда является первым сводом законов на территории Руси, принятая Ярославом Мудрым. Большая часть этого нормативно-правового акта напоминала уголовный кодекс, так как регулировала систему наказаний за кражу, порчу чужого имущества, обман, оскорбление и убийство.
Безусловно, между вышеперечисленными сводами законов есть много сходств. Например, все они защищают высшее сословие, их гражданские права. Наказания – штраф в Русской Правде и убийство в законах Хаммурапи – в большей степени были направлены в адрес низших слоев населения.
Однако, в Русской Правде мы можем наблюдать первым симптомы прогрессивной шкалы налогов, так как размер штрафа варьировался в зависимости от социального положения – высшее сословие платило больше.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие две фашистские организации появились во франции ? расскажите немного о их появлении
Существенная роль в генезисе французского фашизма принадлежала «Аксьон франсэз» , организации, идеология которой представляла собой сплав самых разнообразных реакционных учений. Ее истоки восходят к концу XIX в. , когда во Франции кипели политические страсти вокруг «дела Дрейфуса» . Ядром идеологии «Аксьон франсэз» являлся так называемый интегральный национализм, который расшифровывался следующим образом: классовый мир, строгая иерархия, корпоративизм; все это под эгидой монархии. Писания лидера «Аксьон франсэз» Морраса проникнуты тоской по «старому порядку» , сметенному Великой Французской буржуазной революцией. Однако было бы ошибкой видеть в Моррасе чудаковатого реакционного мечтателя. «Краеугольный камень его доктрины — не монархизм, а решительный антидемократизм» 1, — верно подметил американский ученый Э. Тенненбаум. Монархизм в интерпретации Морраса предвосхищал фашистский принцип «вождизма» . В борьбе с политическими противниками «Аксьон франсэз» использовала отряды «королевских молодчиков» , в которых нетрудно различить прообраз сквадристов или штурмовиков.
«Аксьон франсэз» — важное звено в процессе генезиса фашизма, причем не только французского. Ее история прежде всего обнажает тесную генетическую связь между фашизмом и традиционной консервативной реакцией. Именно поэтому многие историки, интерпретирующие фашизм как явление «революционное» (Ю. Вебер, Э. Тенненбаум и др.) , стремятся преувеличить дистанцию между «Аксьон франсэз» и фашистскими движениями. Действительно, в отличие от фашистов она не ставила своей целью «прямое действие» , а ограничивалась преимущественно пропагандой. Для нее характерна откровенная элитарность. «Аксьон франсэз» не прилагала энергичных усилий для завоевания масс, выполняя миссию интеллектуального генштаба реакции. Через ее школу представители самых различных течений: анархо-синдикалист Ж. Валуа, лидер французских фашистов — «франсистов» — М. Бюкар, фашиствующие литераторы П. Дриё ля Рошель и Р. Бразийяк, будущие «кагуляры» и вишисты. Петэновская «национальная революция» многое заимствовала из идейного багажа Морраса, который в годы войны вместе со своими сторонниками, естественно, оказался в лагере коллаборационистов.
Идеи «Аксьон франсэз» имели сильный международный резонанс, прежде всего в романоязычных странах. Их влияние испытали бельгийские рексисты, фашистские группы из франкоязычных кантонов Швейцарии, румынские фашисты. Лидер бельгийских рексистов Л. Дегрель называл Ш. Морраса «интеллектуальным отцом всех европейских фашизмов» 2.
В деятельности «Аксьон франсэз» с особой выразительностью прослеживается взаимосвязь между генезисом фашизма и кризисом буржуазной культуры. Интеллектуалы из этой организации осуществляли своеобразный синтез многочисленных реакционных тенденций, разъедавших культуру буржуазного общества. Таким образом, у французского фашизма была собственная идейно-политическая генеалогия. «Если фашизм не достиг успеха во Франции в 20-х и 30-х годах...,— справедливо заметил американский историк Р. Сауси, — то уж во всяком случае не потому, что фашистские и профашистские идеи не имели четко различимых корней во французской политической и интеллектуальной традиции