Раскрывая содержание этого пункта плана, рекомендуем обратиться к разделам словаря электронного учебникаРеволюция 1905-1907 гг., Русско-японская война, Аграрный вопрос, Рабочий вопрос, Национальный вопрос,Кризис верхов, схеме Причины революции 1905-1907 гг. В начале работы постарайтесь сформулировать основные противоречия в российском обществе, решать которые путем реформ царское правительство отказывалось. Оцените значение поражения России в войне с Японией для нарастания внутреннего кризиса. Какую роль в начале революции сыграли события 9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье»? (см. в словаре«Кровавое воскресенье» и в персоналиях Г. Гапон.).
Далее определите основные этапы революции 1905-1907 гг. (в отечественной историографии их обычно выделяют три) – см. в словаре Революция 1905-1907 гг. и схему «Этапы революции». Что означало принятие Манифеста 17 октября для дальнейшего развития страны? Ознакомьтесь с содержанием Манифеста (см. статью в хрестоматии Манифест 17 октября 1905 г.) Почему, по вашему мнению, Николай II в итоге отказался от силового преодоления революционного кризиса и избрал путь реформ? (см. в персоналиях Николай II).
Основные события второго и третьего этапов первой русской революции отражены в статьях словаряРеволюция 1905-1907 гг., Государственная Дума, Третьеиюньский переворот. Прокомментируйте смену курса правительственной политики в 1906 г. – разгон Думы, жестокое подавление выступлений в армии и крестьянских движений. Охарактеризуйте действия кабинета премьер-министра П.А. Столыпина, направленные на подавление революции и преодоления кризисной ситуации в стране (см. в персоналиях П.А. Столыпин).
Развитие промышленности привело к заметному увеличению численности рабочего класса Франции. В Париже в 1846 г. из 1 млн. человек населения почти треть составляли рабочие и мелкие ремесленники. Значительные пролетарские и полупролетарские массы были сосредоточены в Лионе, Марселе, Руане, Бордо. Именно эти города во главе с Парижем и являлись обычно местом революционных выступлений того времени.
В ходе промышленного переворота и в результате усиления капиталистаческой эксплуатации положение трудящихся масс ухудшалось. Продолжительность рабочего дня в среднем равнялась 12-13 часам, а в каменноугольных шахтах и в некоторых других отраслях производства доходила до 15-16 часов и больше. Особенно жестокой эксплуатации подвергались женщины и дети.Основная масса рабочих и мелких ремесленников ютилась в сырых подвалах, на душных и темных чердаках. Академик Адольф Бланки писал, что он видел в Лилле работниц, вся пища которых состояла из 2 кг хлеба в неделю; эти женщины едва держались на ногах от истощения. «Трудно смотреть на подобную нищету, - писал в 1842 г. правительственный чиновник департамента Сена-и-Уаза о детях, занятых в ленточном производстве. - По совести сказать, арестанты нашей скверной тюрьмы дЭтан во всех отношениях живут в двадцать раз лучше». В 1841 г. был издан закон, который устанавливал 8-часовой рабочий день для детей 8-12 лет и 12-часовой - для подростков 13-16 лет. Но на практике этот закон почти не соблюдался; к тому же он допускал множество исключений (в отдельных случаях ночной труд даже для 8-летних детей).
Весьма плачевным было положение большей части крестьянства, составлявшего две трети населения Франции. Процесс дробления мелких крестьянских участков тормозил развитие сельского хозяйства и вел к растущему обнищанию подавляющей массы крестьян. Особенно тяжело жилось мелким арендаторам-издольщикам. Используя малоземелье крестьян, крупные землевладельцы повышали арендную плату.
Налоги, прямые и косвенные (на соль, на вино, на продававшиеся крестьянами городах продукты питания), душили крестьянство. Задерживало развитие сельского хозяйства и отсутствие дешевого кредита. Сельские богатеи грабили крестьян,взимая с них ростовщические проценты. Другой формой ограбления сельской бедноты было уничтожение остатков общинных земель и лишение крестьян старинных "прав пользования" (пастьба скота на общественных выгонах, собирание колосьев, остатков винограда, сухих сучьев, соломы).
Неудивительно, что нищенство снова, как и накануне революции 1789 г., стало массовым явлением во французской деревне 40-х годов XIX в.; только источником его являлась уже не феодальная, а капиталистическая эксплуатация.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Соотнесите даты и события: а) 1814 1)июльская революция "три славных дня" б) февраль 1848г. 2) восстание ткачей в лионе в) апрель 1834 г 3) введение новой конституции- хартии во франции г) июль 1830г 4) промышленный кризис д) 1847г 5) революция, свержение июльской монархии