В степях Северного Причерноморья сарматы занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни, совершая в течение года замкнутый цикл перекочевок по определенным маршрутам. «Они следуют за своими стадами, — свидетельствует Страбон, — выбирая всегда местности с хорошими пастбищами. Сарматы разводили крупный рогатый скот, овец и мелкую породу лошадей».
Дополнительным промыслом была охота на диких зверей, в которой вместе с мужчинами принимали участие и женщины, тренируясь в стрельбе из лука и верховой езде.
Жилищем для кочевников служили кибитки, сделанные из войлока и поставленные на повозки.
Основной пищей их были мясо, сыр и молоко. Сарматы питались также кашей.
Мужская одежда сарматов мало чем отличалась от скифской. Самым рас был плащ греческого типа, скрепленный на плече фибулой. Головным убором служил остроконечный башлык.
Женщины носили длинную одежду, часто стянутую поясом и скрепленную на груди и плечах фибулами, а также длинные шаровары. Ворот, рукава и подол одежды обшивали мелкими бусами. Платье знатных женщин украшалось вышивкой золотом.
Обувь с острыми носами также расшивалась бусами. Весь убор дополнялся диадемами, ожерельями, серьгами, подвесками, браслетами, кольцами и перстнями. Признаками знатности были золотые гривны и венцы.
Разнообразный ассортимент предметов быта, вооружения и украшений, обнаруженный при раскопках, говорит о существовании у сарматов различных домашних ремесел: кузнечного, бронзолитейного, кожевенного, деревоотделочного и других. Сарматские женщины занимались ткачеством, вышиванием, изготовлением войлочных изделий глиняной посуды.
Большое значение в жизни сарматов имели войны, которые велись из-за пастбищ или с целью захвата добычи. Особенно возросла роль войны в ходе продвижения сарматов на запад. В это время совершенствуются организация войска, военная тактика, вооружение. Налаживается массовое изготовление железных наконечников стрел, сменивших бронзовые. Входит в обиход новая форма короткого меча с кольцевым навершием. Появляются панцири с комбинированным набором из чешуек, пластин и кольчужного плетения. Во II—IV веках рас кольчуги. Изготовленные из прутьев щиты имели круглые металлические украшения.
Реконструкция древней политической истории казахов, роли ханов, биев и батыров во взаимоотношениях с соседними народами и государствами являются важнейшей задачей ученых Института востоковедения. Бесценными в этом плане представляются устные источники, в которых мы черпаем различные сведения о событиях материального быта наших предков, их домашней утвари, одежде, вооружении. Важно отметить, что именно благодаря сохранившейся устной традиции казахов мы сегодня имеем возможность изучать историю с позиции собственно народных оценок (взгляд изнутри), выявлять закономерности их происхождения, влияния на сегодняшний день, изучать вклад выдающихся личностей в развитие казахской государственности. При этом многие спорные моменты в истории казахов разрешать именно дастаны, шежире, предания и песни-жырау. В них зачастую мы находим подтверждение данным археологической науки, рукописным источникам XVIII-XIX веков и более древним письменным материалам на персидском и тюркском языках. К устной исторической традиции относятся такие жанры казахского фольклора, как исторические дастаны (тарихи жырлар), героические дастаны (батырлық жырлар), исторические песни (тарихи өлең), генеалогия (шежіре), законы, предания, песни-жырау (толғау). Например, в дастанах казахских акынов описаны исторические события XVII-XIX веков. Это исторические песни, сложенные в честь ханов Абылая, Кенесары, батыров Бекета, Исатая, Махамбета и многих других достойных сынов казахского народа. Продолжают традицию устного народного творчества богатырские эпосы. Они с большей близостью к реальности воспевают те или иные события и с большим содержанием лирически субъективной оценки этих событий в форме хвалы или порицания. Эпос крайне интересен в изучении, так как отражает национальное так, как оно отложилось в памяти самого народа. В них мы находим подробности об общественных и бытовых отношениях казахов, обычаях, верованиях и общественных идеалах, царивших в те времена. В исторических дастанах (тарихи жырлар) уже описываются взаимоотношения казахов с соседними народами - войны, союзные отношения, родоплеменной состав жителей, вынужденные перекочевки. Исторические дастаны, дошедшие до наших дней, в основном касаются событий XVII-XVIII веков. То есть времени правления хана Тауке, закона «Жеті жарғы», джунгаро-калмыкских войн, истории Толе-би, ханов Жанибека, Касыма, Абулмамбета, Абылая, героических деяний батыров Каракерея, Кабанбая и других.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему развод соломонии сабуровой и василия 3 был событием не личныи а
отсутствие наследников грозило междоусобной борьбой братьев великого князя за престол