Осада: в этом случае город или крепость окружается и устанавливается блокада, чтобы объект не снабжался продовольствием, боеприпасами и другими ресурсами. Целью здесь является ослабление вражеской крепости – со временем кончаются припасы пищи, в результате чего истощаются силы противника. Тогда крепость либо сдается, либо штурмуется. Пример – осада Ивангородской крепости в русско-шведской войне.
Штурм: этот вид взятия крепостей преимущественно использовался днем при огромном численном превосходстве над противником. Рвы заваливались, лучники или стрелки зачищали стены от врагов, а осадные орудия разрушали стену, после чего солдаты могли проникнуть в крепость и штурмовать ее. Пример – штурм Измаила в русско-турецкой войне.
Иногда нападение перед штурмом было неожиданным. Такое нападение совершается на ничего не подозревающего врага, слишком уверенного в своей безопасности. Так как у врага дозор слабый и невнимательный, к городу можно подобраться очень близко и не быть замеченным (эта тактика часто применялась ночью), а затем внезапно атаковать. Пример – штурм Праги Суворовым.
Хитрость: этот метод полагался на подкуп, обманы, хитрость или предательство – зачастую армия просто впускалась в город. Также эффективно применялись шпионы. Пример – замок Крак де Шевалье.
denspiel
15.03.2022
Царь был с детства воспитан в духе православного благочестия, для своего времени был весьма образованным человеком. Также с детства он знаком и с некоторыми моментами западной культуры. Царь обладал очень добрым характером, однако, имел склонность к вспыльчивости. Здоровье его не было крепким, он прожил всего 46 лет. Личное благочестие А. М. было очень высоким, он прекрасно знал церковные уставы, строго соблюдал посты, выстаивал многочасовые службы; клал до полутора тысяч поклонов в день. Понятие о Божественном происхождении власти православного Государя роднит его с Грозным Царем, однако, характер его совершенно другой, за что в народе за ним закрепилось имя «Тишайшего». Современники и иностранцы признавали в нем богатые природные дарования. Общее суждение о Царе было, что это был бы добрейший и мудрейший Государь, если бы не слушался дурных и глупых советников. Ключевский признает его лучшим из русских людей XVII века, но только не на престоле. В характере его не было ничего боевого, он не мог направлять и двигать людей. (Это существенное отличие от характеристики Платонова, у которого А. М. выглядит безукоризненно и однозначно положительным человеком).
Тем не менее, Ключевский ставит его во главе тех, кто своими действиями подготовил петровские реформы. Он не дал руководящих идей для реформы, но выступить первым реформаторам. Он не дал плана реформ, но создал преобразовательные настроения.
Таким образом, по оценке Ключевского, общие результаты государственной политики при А. М. как в области внутренней и церковной, так и внешней не были положительны – государство не было удачно реформировано. Однако сам Царь с некоторыми ближайшими сумел создать предпосылки и настроения, которые впоследствии привели к реформам Петра Великого.
ipeshindina236
15.03.2022
Среди западников и старозаветных людей, не принадлежа всецело ни к тем, ни к другим, стоит личность самого царя Алексея Михайловича. Известна мысль, что если бы в период культурного брожения в Московском государстве середины XVII в. московское общество имело такого вождя, каким был Петр Великий, то культурная реформа могла бы совершиться раньше, чем это произошло на самом деле. Но таким вождем царь Алексей быть не мог. Это был прекрасный и благородный, но слишком мягкий и нерешительный человек. Не такова натура была у царя Алексея Михайловича, чтобы, проникнувшись одной какой-нибудь идеей, он мог энергично осуществлять эту идею, страстно бороться, преодолевать неудачи, всего себя отдать практической деятельности, как отдал себя ей Петр. Сын и отец совсем несходны по характеру; в царе Алексее не было той инициативы, какая отличала характер Петра. Стремление Петра всякую мысль претворить в дело совсем чуждо личности Алексея Михайловича, мирной и созерцательной. Боевая, железная натура Петра вполне противоположна живой, но мягкой натуре ею отца. Негде было царю Алексею выработать в себе такую крепость духа и воли, какая дана Петру, помимо природы, еще впечатлениями детства и юности. Царь Алексей рос тихо в тереме московского дворца, до пятилетнего возраста окруженный многочисленным штатом мам, а затем, с пятилетнею возраста, переданный на попечение дядьки, известного Бориса Ивановича Морозова. С пяти лет стали его учить грамоте по букварю, перевели затем на Часослов, Псалтирь и Апостольские Деяния; семи лет научили писать, а девяти стали учить церковному пению. Этим собственно и закончилось образование. С ним рядом шли забавы: царевичу покупали игрушки: был у него, между прочим, конь "немец кого дела", были латы, музыкальные инструменты и санки потешные, словом, все обычные предметы детского развлечения. Но была и любопытная для того времени новинка - "немецкие печатные листы", т.е. выгравированные в Германии картинки, которыми Морозов пользовался, говорят, как подспорьем при обучении царевича. Дарили царевичу и книги; из них составилась у него библиотека числом в 13 томов. На 14-м году царевича торжественно объявили народу, а 16-ти лет царевич осиротел (потерял и отца и мать) и всту-пил на московский престол, не видев ничего в жизни, кроме семьи и дворца. Понятно, как сильно было влияние боярина Морозова на молодого царя: он заменял ему отца. Дальнейшие годы жизни царя Алексея дали ему много впечатлений и значительный жизненный опыт. Первое знакомство с делом государственного управления, необычные волнения в Москве в 1648 г., когда "государь царь к образу прикладывался", обещая восставшему "миру" убрать Морозова от дел, "чтобы миром утолилися"; путешествия в Литву и Ливонию в 1654--1655 гг., на театр военных действий, где царь видел у ног своих Смоленск и Вильну и был свидетелем военной неудачи под Ригой, -- все это развивающим образом подействовало на личность Алексея Михайловича, определило эту личность, сложило характер. Царь возмужал, из неопытного юноши стал очень определенным человеком, с оригинальной умственной и нравственной физиономией.
Осада: в этом случае город или крепость окружается и устанавливается блокада, чтобы объект не снабжался продовольствием, боеприпасами и другими ресурсами. Целью здесь является ослабление вражеской крепости – со временем кончаются припасы пищи, в результате чего истощаются силы противника. Тогда крепость либо сдается, либо штурмуется. Пример – осада Ивангородской крепости в русско-шведской войне.
Штурм: этот вид взятия крепостей преимущественно использовался днем при огромном численном превосходстве над противником. Рвы заваливались, лучники или стрелки зачищали стены от врагов, а осадные орудия разрушали стену, после чего солдаты могли проникнуть в крепость и штурмовать ее. Пример – штурм Измаила в русско-турецкой войне.
Иногда нападение перед штурмом было неожиданным. Такое нападение совершается на ничего не подозревающего врага, слишком уверенного в своей безопасности. Так как у врага дозор слабый и невнимательный, к городу можно подобраться очень близко и не быть замеченным (эта тактика часто применялась ночью), а затем внезапно атаковать. Пример – штурм Праги Суворовым.
Хитрость: этот метод полагался на подкуп, обманы, хитрость или предательство – зачастую армия просто впускалась в город. Также эффективно применялись шпионы. Пример – замок Крак де Шевалье.