алексей величко – автор многопланового подробного исследования « византийских императоров» в пяти томах.
алексей михайлович, некоторые западные исследователи отделяют византию от римской империи, игнорируя связь и преемственность между этими государствами. в чем вы видите причину распространенности такого подхода?
к сожалению, эта аберрация присуща не только некоторым западным , но и российским. причем, как легко обнаружить, мотивация носит разноплановый характер. в частности, задолго до 1453 г., когда пал константинополь, на западе уже назвали византийцев не иначе, как «греками», а византийских императоров – греческими царями. объяснение просто: с карла великого, которого римский папа лев iii 25 декабря 800 года венчал императорской короной в пику византийским царям, с которыми находился в перманентной конфронтации, на западе упорно стремились представить дело таким образом, что единственно легитимным преемником предыдущих правителей римской империи является именно их государь. а восток, погрязший в «схизме», представляет собой отпавшую часть некогда великого государства. собственно говоря, чуть позднее этот алгоритм был перенесен на сугубо межцерковные отношения. и выходило так, будто единственной церковью является церковь римская. а восточная церковь по причине, якобы, своего погружения в ересь, отпала от кафолической церкви.
иными словами, в политической и идеологической борьбе с востоком за признание себя центром христианской цивилизации запад шел на очевидные погрешности, закрепившиеся в общем сознании. это был очевидный способ принижения, умаления достоинства восточных римлян, дабы добиться своей цели. хотя сами византийцы до последнего дня существования своего государства называли себя не иначе, как «ромеи» - греческий вариант термина «римляне».
следует также отметить, что в именовании византийцев «греками» была лишь доля правды. действительно, еще с языческих времен восточная часть римской империи была во множестве заселена греками, а греческая культура и греческий язык стали там довлеющими. но все же, в этническом отношении восток был чрезвычайно разнообразен. и не случайно впоследствии на императорском троне в константинополе мы видим во множестве представителей армянского племени, исавров, испанцев, хазар, потомков германцев, венгров, и уж затем, в очевидном меньшинстве, греков.
позднее эстафету оболгания византии подхватили ученые мужи, хотя, объективности ради следует сказать, что сам термин «византия» возник лишь в середине xix века по имени столицы восточной части римской империи, которая до святого и равноапостольного константина великого носила название «византий». к слову сказать, древние византийцы, чрезвычайно трепетно относящиеся к старым традициям, сами нередко называли константинополь «византием». в результате термин закрепился и в науке, и среди обывателей, хотя любой серьезный ученый не имеет никаких сомнений в том, что представляет собой византия.
каково было значение византии в средневековом мире, если сравнивать ее по уровню государственного и военного устройства с другими державами того времени?
безусловно, византия была и остается навечно праматерью христианской в целом и европейской в частности цивилизации. более того, цивилизация ислама, арабский мир много заимствовал из культуры восточных римлян, византийцев. но если говорить о конкретных периодах, то, как известно, византия нередко находилась на грани существования. в период с iv по vi века константинополь боролся с германским, готским элементом, едва не похоронившим римскую империю и не уничтоживший христианство в ереси арианства. в vii веке ей пришлось пережить страшную 30-летнюю войну с сасанидской персией, закончившейся полным разгромом противника. затем, с viii по x века она грудью остановила арабскую экспансию, спасая и себя, и христианские государства западной европы. вслед за этим – турецкое нашествие, и, наконец, разгром 1204 года, ставший предательством запада по отношению и к христианской вере, и к своей праматери. поэтому при общем чрезвычайно высоком культурном, военном, технологическом, политическом уровне развития византия нередко претерпевала кризис, обусловленный внешними причинами.
в целом, можно смело сказать, что практически все политические, правовые и религиозные институты, которые составляют портрет христианской цивилизации, рождены гением византии. римское, византийское право действовало одновременно и на востоке, и в германии, и в , и во франции, и в армении. даже в xvii столетии в состав нашей «кормчей» вошли многие византийские правовые памятники, в том числе законодательство императоров исаврийской династии. политические традиции «симфонии властей», принципиально не предполагавшей никаких жестких границ между государством и церковью, утвердившие первенство императора в церковном , его деятельное участие в догматических спорах и сохранении чистоты веры, также характерны и для византии, и для западной европы, и для россии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ярким представителем сюрреализма в живописи был 1) м. шагал 2) а. матисс 3) ф. леже 4) с. дали
Ответ: в 4 раза.