Жизнь людей на земле зародилась много сотен тысяч назад. Первобытные люди были дикарями и подобно животным жили стадами. Большими группами бродили Они по земле в поисках скудной пищи, сообща делали грубые орудия и пользовались ими.
Первобытные люди тратили много труда, чтобы добыть себе пищу. Они не знала ни скотоводства, ни земледелия, ни переработки добытых продуктов. Им приходилось искать и просто собирать всё то, что годилось в пищу.
В этот первый период своей жизни люди не имели жилищ, они ещё не научились их строить. Поэтому они жили в лесах, прятались в кустах, забивались в глубокие пещеры. Орудия труда изготовлялись ими из камня и кости. Это были грубые орудия без какой-либо отделки и шлифовки. Эти первые орудия из камня, которые люди научились делать, называются орудиями «древнекаменного века» (палеолита). С их люди охотились на диких животных, выкапывали съедобные коренья. Немного можно было сделать такими простыми орудиями. Поэтому жизнь этих людей постоянно угрожала опасность хищных зверей и голода. В борьбе за существование людям приходилось бродить вместе большой ордой сообща искать пищу, выбирать временную стоянку. Такова была жизнь первобытной орды.
Объяснение:
Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших факторов развития. Первым из них была постоянная военная опасность.
Вторым фактором самобытности византийской цивилизации явился синтез позднеантичных и восточных традиций. Этническая структура империи была чрезвычайно сложна (греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, арабы, евреи, иллирийцы, славяне и др.) , но в ней доминировали греки. Завоеванные народы включались в состав государства, сохраняли свою самобытную культуру, хотя и не могли рассчитывать на равноправие.
Духовным стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства) . Православие провозгласило верность традиции и неизменность идеалов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему в.кожинов считает, что “именно ярослав окончательно утвердил великую государственность на руси”?
Разделы: История и обществознание
Тип урока: комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с правлением Ярослава Мудрого, его внешней и внутренней политикой
Задачи:
выяснить основные черты политики князя Ярослава Мудрого;продолжить формирование умения работать с документами, сравнивать, делать выводы;воспитывать интерес и уважение к отечественной истории;Основные понятия: боярин, вотчина, наместник, династический брак, общество, политика, посадник, усобицы, холопы;
Оборудование: карта, презентация
План урока:
1. Борьба сыновей Владимира за власть;
2. Внешняя политика князя Ярослава;
3. Внутренняя политика князя Ярослава:
создание “Русской Правды”;управление государством;4. Фомирование древнерусской народности;
5. Земельные отношения. Основные слои населения.
Ход урока
1. Опрос по домашнему заданию.
Для отдельных учащихся проводится в письменном виде с заданий на карточках. Всем остальным предлагается на доске кроссворд.(Е.Симонова. Поурочные разработки по истории России. 6 кл. М.,2006., с.59-60)
Презентация.
2. Изучение нового материала.
А).вводная часть:
Учитель объявляет тему урока (слайд №1)
Мотивационный момент:
Почему князь Ярослав получил прозвище “Мудрый”?Учитель объявляет цель урока и его план (слайд №2)
Б). борьба за власть сыновей Владимира.
Рассказ учителя добавляет текст презентации (слайд №3, №4, №5). Учащиеся записывают в тетрадь определение слова“усобицы” , “политика” и годы правления князя Ярослава.
Как вы думаете, почему в борьбе со Святополком одержал победу Ярослав?Почему Ярослав не стал бороться с другим братом-Мстиславом, разделил с ним власть?Какие последствия для государства имело участие кочевников в княжеских столкновениях?В).внешняя политика князя Ярослава. (слайд №6)
Учащиеся самостоятельно читают материал учебника с.47-48 и текст слайда
Какие направления во внешней политике Ярослава?Дайте характеристику внешней политики Ярослава?После ответов учащихся (слайд №7) с пояснением учителя (Золотые ворота Киева –место, через которое проезжали послы других стран)
Г).внутренняя политика Ярослава (слайд №8)
Демонстрация слайда №9. Учащиеся читают текст слайда, а учитель комментирует иллюстрацию “Суд во времена “Русской правды”;
Почему историк В.Кожинов считает, что “именно Ярослав окончательно утвердил великую государственность на Руси”?Д). управление государством;
Работа учащихся по схеме (слайд №10), в тетрадь записываются слова “посадник” и “наместник”
Что изменилось в управлении государством?Почему летописцы называли Ярослава самовластцем?Учитель рассказывает о роли вече (слайд №11).
Г). формирование древнерусской народности;
Учащиеся самостоятельно читают учебник с.48-49.
Какие факторы формированию древнерусской народности?Для проверки ответов учащихся демонстрируется слайд №12
Д) Земельные отношения
Краткий рассказ учителя дополняется текстом и иллюстрациями слайд №13, 14, 15.
Учащиеся записывают в тетрадь определение слова “вотчина”
Е) Основные слои населения.
Работа со схемой (слайд №16).
В тетрадь записывается определение слова “холоп”.
Работа учащихся с документом “Из правды Ярослава” (учебник с.54)
Что свидетельствует о зарождении феодальных отношений?Учитель подводит итог урока.
3. Закрепление материала.
Вопрос, с которого начался урок.
Почему современники назвали князя Ярослава “Мудрым”?
Затем учащиеся выполняют тест (слайды №17-22)