ИВАН IV Васильевич Грозный (25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) , великий князь московский (с 1533) — первый русский царь (с 1547), сын великого князя Василия III Ивановича и Елены Васильевны Глинской. С конца 1540-х гг. правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник (1550), проведены реформы управления и суда (Губная, Земская реформы) . В 1565 была введена опричнина. При Иване Грозном установились торговые связи с Англией (1553), создана первая типография в Москве, покорены Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.
Считается, что Иван Грозный был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой стала дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей — Марфа Собакина, умершая через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. Но в мае 1572 специальный церковный собор разрешил царю жениться еще раз на Анне Колтовской. В том же году она впала в немилость и была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 Анна Васильчикова, умершая в 1579; шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 с Марией Нагой. 19 ноября 1582 родился третий сын царя — Дмитрий Иванович, погибший в 1591 в Угличе. Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о могущественном правителе, но царе-деспоте. Несмотря на мрачную память о себе Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, был эрудитом в богословии. В историю русской литературы он вошел как незаурядный автор многочисленных посланий (в частности к Курбскому, В. Грязному) . Царь написал музыку и текст службы праздника Владимирской богоматери, канон архангелу Михаилу. Вероятно он оказывал значительное влияние на составление ряда литературных памятников середины 16 века (летописные своды; «Государев родословец» , 1555; «Государев разряд» , 1556); сыграл важную роль в организации книгопечатания; по его инициативе было осуществлено строительство храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве, созданы росписи Грановитой палаты. Иван IV сыграл большую роль в разработке идеологии «самодержавства» , которой придерживался сам в отношениях с подданными, в переговорах с иностранными послами, и которая в дальнейшем стала основой мировоззрения всех русских царей. В замыслах и действиях Ивана IV дальновидность, энергия и целеустремленность сочетались с крупными политическими промахами, узостью мышления, самонадеянностью, импульсивными порывами, депрессией. Кровавые расправы и массовые репрессии обрушивались и на верхушку общества и на десятки тысяч крестьян, холопов, посадских людей. Мнительность и недоверчивость характера царя с годами усиливались. Это выражалось в мании преследования, садистских наклонностях, вспышках необузданного гнева
Vova220
28.01.2023
В россии Бояре и дворяне. Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов, его «одворянению» . Экономика:
- Распад средневекового землепользования и феодальной системы эксплуатации в деревне;
- Быстрое развитие капиталистических отношений;
- Их качественное совершенствование;
- Мануфактуры – решающий фактор расширения рынка; ословия формируются государством, а не в результате социально-экономического развития; азличие в том, что в России монархия была более абсолютной и потому дворяне больше зависели от царя
artashhovhan
28.01.2023
Культурное наследие России складывалось в процессе становления и развития национального самосознания. Постоянно обогащаясь собственным и привнесенным культурным опытом, оно вошло неотъемлемой частью в мировую культуру и подарило ей образцы высочайших достижений в области научной мысли, художественной культуры и духовного самосовершенствования человека.На формирование российской культуры серьезное влияние оказали следующие факторы: Необходимость освоения огромной территории, на которой соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности. Утверждение православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности традициям. Длительная изолированность от западноевропейских цивилизационных процессов и напряженная борьба за ее преодоление Преобладание идеологии приоритетности государственных интересов над личностными, подчинение интересов личности интересам государства. Основные этапы формирования отечественной культуры от начала становления до приобретения ею завершенных национальных форм наглядно иллюстрируют воздействие этих факторов.Основные черты русской средневековой культуры определяются, с одной стороны, особенностями феодальной формации, свойственными ей производства, характером классовых отношений и надстроечных институтов, с другой – конкретно-историческими условиями развития России, своеобразием ее социального и политического строя, а также внешнеполитическими обстоятельствами.Большое значение имел опыт, накопленный предыдущими поколениями и передаваемый в форме традиций, обычаев, точное и неукоснительное следование которым обеспечивало успех хозяйственной деятельности.Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в нем, обусловлен, с одной стороны, длительным предшествующим процессом развития культуры восточных славян, с другой, во многом был определен пришедшей на Русь с ее крещением европейской христианской традицией.Культура Киевской Руси самая молодая в Европе. В IX-X вв., когда в Киеве и в Новгороде формировались первые государственные структуры славянских племен, европейский мир воспринял уже более чем двухтысячелетнюю историю разнообразных государств с их опытом тираний и демократий, союзов государств и империй. Учился у великих древних философов и ученых, писателей и архитекторов, скульпторов и живописцев, и имел уже почти тысячелетний опыт распространения христианства. Русь стремилась войти в этот мир. И сделать это возможно было лишь посредством принятия христианства, так как несущим элементом любой культуры является религия. А религия – это не просто вера и система обрядов, это образ жизни, определенная система идей, представления о мире, человеке и его месте в этом мире.Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Христианство создало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла общая духовная основа. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.В целом цивилизованное развитие Руси киевского периода мало отличается от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентаций. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси. После принятия православия Русь стала христианской, хотя в западный «христианский мир» полностью так и не была принята. Сойдет?