Искусство средневековья - период истории искусства на Западе, длившийся около 1000 лет. Обычно под этим термином понимается развитие искусства на территории Европы, Среднего Востока и Северной Африки.
Историки искусства пытаются классифицировать средневековое искусство по историческим периодам и преобладающим стилям, однако все эти классификации носят условный характер. Общепринятой считается следующая периодизация: кельтское искусство, раннехристианское искусство, искусство периода переселения народов, византийское искусство, дороманское искусство, романское искусство и готическое искусство. Каждый из этих стилей в свою очередь подразделяется на отдельные периоды. Кроме того, каждый регион в период формирования собственной нации и культуры имел свой особенный стиль, например, англо-саксонское или древнескандинавское искусство.
Средневековое искусство затронуло разные области и значительно повлияло на развитие скульптуры, иллюминированных рукописей, витражей, мозаик, на обработку металла и многие другие отрасли.
Средневековое искусство возникло из сплава художественного наследия Римской империи и иконографических традиций ранней христианской церкви. Эти элементы перемешались с "варварским" искусством Северной Европы.
е циклы сюжетов. Вероятно, с деятельностью ранних христианских общин связаны не только памятники погребального искусства, но и серии сюжетов на темы священной истории, сохранявшиеся в иллюстрированных книгах. Ни одной такой ранней книги до нас не дошло, но кое-что удается реконструировать на основании вторичных копий более позднего времени. Поразительно, например, что в трактовке сюжетов из книги Иисуса Навина может существовать столь близкое, вплоть до деталей, соответствие между такими памятниками, как мозаики из нефа церкви Санта Мария Маджоре в Риме (5 в.), и более поздними произведениями византийского искусства, такими, как иллюминированный свиток книги Иисуса Навина из Ватиканской библиотеки (вероятно, 8-9 вв.) или миниатюры 12 в. на темы Иисуса Навина в Восьмикнижиях (сборниках, включающих первые восемь книг Ветхого Завета). Поскольку ни одно из этих произведений не могло быть непосредственной копией другого, можно предположить, что все они восходят к общему прототипу. На основании стилевых особенностей этот прототип можно отнести ко времени не позднее 2 в.
Следует заметить, что сюжеты, взятые из Ветхого Завета, появились в христианской иконографии значительно раньше первых новозаветных циклов. Возможно, это объясняется тем, что самые ранние циклы иллюстраций, использовавшихся христианскими общинами, были на самом деле иудейского происхождения и возникли в то время, когда библейский запрет на изображения трактовался довольно свободно. Вопрос о том, какими были первые христианские и еврейские иллюстрированные книги, явился поводом для некоторых дискуссий, хотя все их участники едины в том, что они должны были, подобно большинству древних книг, иметь форму свитков. Некоторое тому доказательство - тот факт, что иллюстрации самых ранних книг скомпонованы таким образом, чтобы обеспечить непрерывное развитие повествования на едином, ничем не разделенном фоне, как, например, в свитке книги Иисуса Навина. Возможно, именно поэтому во многих сохранившихся книгах, например в т.н. Венской Книге Бытия (5 в.), иллюстрации располагаются над текстом узкими полосами и представляют собой сплошную, разрывающуюся при переходе со страницы на страницу композицию, которая никак не учитывает характер отведенного ей места. Существует предположение, что при переходе от папирусного свитка к пергаментному кодексу (современному типу книги) иллюстрации просто разрезались, чтобы удовлетворять новым параметрам формата [1, с. 54].
смотря о каком периоде времени идет речь.
рим. культурный уровень сердцевины государства, располагавшейся на территории нынешней италии, был ниже уровня культуры некоторых покорённых народов. многое римляне заимствовали у этрусков, но больше всего - у греков. с их культурой римляне познакомились рано в греческих поселениях южной италии. даже многие свои верования и мифы римляне заимствовали у греков. ранняя греческая колонизация апеннин оказала сильное влияние на развитие архитектуры античной италии.
римляне научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, они также начали использовать для скрепления камней известковый раствор. римляне переняли греческие колонны.
обогащение за счет колоний вызвало тягу аристократии к роскоши и обращению к эллинистической культуре. в риме изучается греческий язык, философия, богатые дома наполняются произведениями греческого искусства. планировка богатой усадьбы включает в себя и римско - атриум, и греческий перистиль.
интенсивная застройка рима к освоению неудобных холмистых территорий. перед строительством рельеф обрабатывался террасами; террасные дома и храмы приобретают регулярные осевые композиции в отличие от греческих принципов свободной расстановки зданий на рельефе
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Общая характеристика особенностей культуры древнего мира
Большой регион, что называется Древним Миром, простирается с запада на восток от современного Туниса, где находился Карфаген, до современных Китая и Индонезии, а с севера на юг - от Кавказских гор и Аральского моря до Эфиопии. Здесь в древности существовали многочисленные государства, что сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии мировой цивилизации. Отличные условия для сельского хозяйства в бассейнах рек, обмен и торговля с соседними племенами быстрому развитию производительных сил, возникновению крупных поселений, некоторые из которых выросли в города. Вообще, город (как следствие процесса урбанизации) стало принципиально новым явлением в истории человечества; оно становится центром управления, ремесленного производства, религии и искусства.
Цивилизации Древнего Мира учреждались на рабовласницькій социально-экономической системе, по которой общество делится на три основных класса: рабов, мелких свободных производителей и господствующий класс, в состав которого входили землевласницька, придворная и чиновничья аристократия, командный состав армии, жречество и богатая верхушка земледельческих общин. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин обусловила рост роли государственной власти, создания специфической формы такой власти - неограниченной монархии, которую часто называют «восточной деспотией». Царь был не только носителем всей полноты власти (законодательной, исполнительной, судебной), но и признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов.
Первые рабовладельческие цивилизации сформировались на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Єгипті и Месопотамии; они во многом определили весь дальнейшее развитие Ближнего Востока. На протяжении II - первой пол. I тыс. до н.э. продолжается расписание первобытнообщинного строя и возникновение рабовладельческих государств в других частях Древнего Мира. Города-государства (полиса) состоят в Восточном Средиземноморье (Угарит, Ебла, Библ и др.), в Малой Азии и Северной Месопотамии формируются Хеттский и Ассирийская государства, закладываются основы индийской и китайской цивилизации. В середине - второй половине i тыс. до н.э. древние цивилизации Ближнего Востока постепенно приходят в упадок: Ассирийская империя уступает место гегемона Нововавілонській государстве (VII-VI вв. до н.э.), которая, в свою очередь - Персидской империи Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.). С завоеванием этой последней Александром Македонским в 334-331 гг. до н.э. цивилизация региона начинает затухать. Зато начинается расцвет Древней Индии и Китая, которая длится до середины I тыс. н.э.
Народы Древнего Мира создали исключительно богатую культуру, которая оказала огромное влияние на развитие мировой культуры. Именно они разработали первые мифологично-религиозные учения и теологические системы, которые побудили возникновения древнеиндийской и древнекитайской и древнегреческой философии и монотеистических концепций Ветхого и Нового Завета. Именно здесь были созданы ієрогліфіка и клинопись, которые развились в алфавитные системы письменности, заимствованные греками, римлянами и многими другими народами мира. Гениальные «Эпос о Гильгамеше», «Сказание Сінухе», произведения древнееврейских мыслителей и поэтов («Книга Иова», «Книга Екклезіаста» и др.), священная книга иранских народов «Авеста», индийские Веды, «Махабхарата» и «Рамаяна», китайские «Лунь юй» и «Дао дэ цзин», древнеегипетские пирамиды, месопотамские зіккурати, дворцы Ассирии и Персии, успехи жрецов-мыслителей в областях медицины, математики, астрономии - вот лишь некоторые достижения народов Древнего Востока, вошедшие в сокровищницу мировой цивилизации.
Следующим этапом развития культуры Древнего Мира стали цивилизации Греции и Рима. По всей разнообразия, этим культурам присуща внутренняя единство, которое позволяет объединить их общим названием - античная культура (от лат. antiquus - древний). Современная наука рассматривает культуру Античности в неразрывной связи с историей формирования, расцвета и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с III тыс. до н.э. по V в. н. э. Собственно говоря, сáме рабство сделало возможным осуществление разделения труда между земледелием и ремеслами, и таким создало условия для расцвета культуры Античности. Наиболее цветущую пору существования античного общества составляет тот период, когда рабовладение набирает классической формы, по которой труженик рассматривается как instrumentum semivocale (наделено голосом орудия труда).