1. В результате действий опричнины было существенно ослаблена княжеско-боярская аристократия. При этом, на первый план выдвинулось дворянство.
2. Московское государство утвердилось как сильное и централизованное, с сильной монархической авторитетной, но очень жестокой властью.
3. Была решена проблема соотношения общества и государства. В пользу государства.
4. При опричнинах были ликвидированы экономически независимые от государства собственники (землевладельцы), которые должны были стать основой формирования нового гражданского общества.
5. Боясь опричников, многие жители покидали свои города и выдвигались на окраины страны. В государстве бушевала экономическая разруха из-за опустошения целых областей.
6. Опричнина также привела к ослаблению внешнеполитических позиций и военной государственной мощи.
7. Многие исследователи считают также, что именно опричнина стала причиной русской смуты.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Либеральное движение 1) названия 2) требоания 3) причины демократическое движение 1) названия 2) требования 3) причины.
В течение 23 лет мы наслаждаемся глубоким миром.
Все же, несмотря на все эти благоприятные для народного благополучия условия, несмотря на все стремление и умение выгодно использовать их, мы обременены страданиями и в общественной и в частной жизни.
Мы изнемогаем под бременем налогов, которых все же оказывается далеко не достаточно для нужд наших правителей; наши промышленники трепещут на краю банкротства; наши рабочие умирают с голоду; капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждается; дом ремесленника опустошен, зато кладовая ростовщика полна; работный дом переполнен, а фабрика обезлюдела...
Народ лелеял надежду, что средство от значительной части — если не от всех — своих обид и страданий он найдет в акте о реформе 1832 г.
Но народ был горько и низко обманут. Плод, казавшийся столь привлекательным для взора, превратился в пыль и прах, когда он был сорван. Акт о реформе передал власть от одной господствующей партии другой, оставив народ столь же бес как и прежде».
2. Далее учитель излагает основные идеи зародившегося демократического движения, по возможности сравнивая их с либеральными (их перечень дан в материалах к уроку 5). Для облегчения понимания материала желательно записать уже знакомые либеральные идеи на доске (или прикрепить карточки). В более сильном классе можно предложить учащимся самостоятельно сравнить известные идеи либерализма с излагаемыми учителем демократическими идеями и сделать выводы об их различиях.
По ходу объяснения учителя формулируются следующие идеи демократического движения:
1) свобода и права человека;
2) ограничение власти монархов и введение конституций, но наилучшая форма правления — республика;
3) выборность и сменяемость высших должностных лиц в государстве;
4) равенство граждан, всеобщее (для мужчин) избирательное право.