Первым элементом того, что позже станет европейской цивилизацией, было греческое наследие. Именно в Греции зародилась философская мысль. Древний грек воспринимал реальность, как будто речь шла о прочтении текста, который еще необходимо понять и расшифровать, и он читал эту реальность критически, не доверяя своим первым впечатлениям. Так родилась рациональность, научная мысль, которая с Платоном и Аристотелем достигла своей вершины и плодами которой мы пользуемся до сих пор. В Греции появляется также критический анализ норм человеческого поведения, этики и политики. Когда мы говорим о таких добродетелях и понятиях, как справедливость и мудрость, естественное право и законы, мы и сегодня продолжаем перефразировать то, что в свое время было открыто древними греками.
Этот философский образ мысли наложил отпечаток и на римлян. Но они внесли в него новый элемент, а именно идею об империи, в границах которой царит мир, покоящийся на справедливых законах. Если Греция находится у истоков рациональной мысли, то Рим дал миру право, идею о том, что отношения между людьми должны определяться нормами или правилами, дающими каждому то, что ему причитается, а также идею о том, что эти права могут быть предписаны лишь законной властью. Рим подарил также средиземноморской цивилизации, затем Европе и остальному миру концепцию империи, имеющей юридическую структуру, и концепцию организации международного мира.
Третьим составным элементом европейской цивилизации является христианство. Отметим сразу же, что именно благодаря христианству до нас дошло наследство Греции и Рима. Без него Афины и Рим были бы для нас такими же чужими, какими являются сегодня для большинства цивилизации Древнего Египта и Вавилона.
Христианство обогатило нашу цивилизацию рядом новых элементов, их важность и значение трудно переоценить. Я ограничусь анализом трех из них: монотеизма, понятия о человеческой личности и совершенно новой концепции государственной власти.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Мировой кризис 1929-1933 гг. (кратко) 1. перечислите основные причины мирового кризиса 1929-1933 гг. 2. каковы его основные проявления и особенности? 3. почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной ? 4. что предлагал кейнс? 5. почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление? 6. какие типы политических режимов существовали в европе? (1929-1933 гг.) 7. объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.
• Сверх монополизация производства
• Диспропорция между уровнем доходов и ростом объема производства
• Отсутствие регулирования производства
2. Каковы его основные проявления и особенности?• Перепроизводство
• Безработица достигла 30 млн человек
• Всеобщность – кризис охватил все капиталистические страны, все сферы хозяйства,
• Кризис ускорил сращивание монополии и государства
3. Почему кризис поставил на повестку дня проблему государственного регулирования рыночной экономики?Потому что государственное безучастие не давало никаких положительных плодов в урегулировании экономической ситуации. Более того, на восстановление экономики просто не было денег. Так что могло только государство.
4. Что предлагал английский экономист Кейнс?А Кейнс как раз и предлагал увеличение государственного участия в экономике. Роль государства в экономике повышается, и с этого удается предотвратить последствия кризисов.
5. Почему массовому производству должно соответствовать массовое потребление?Потому что если при массовом производстве не будет массового потребления, то произведенные предметы никто не будет преобретать, они не будут окупаться, и произойдет кризис перепроизводства. Переизбыток товаров не нужен.
6. Какие типы политических режимов существовали в Европе? (1929-1933 гг.)На данный период в Европе были демократический режим (парламентские монархии в лице Великобритании, Нидерландов; парламентские республики такие как Франция и Испания; смешанный республики – Германия), коммунистический в СССР (скорее тоталитарный), авторитарный (в Португалии, Польше, Италии).
7. Объясните различия тоталитарных, авторитарных и либерально-демократических режимов.Например, при тоталитарном режиме государство ведет тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, права и свободы открыто не соблюдаются, власть ничем и никем не ограничена. При авторитарных режимах государство полностью контролирует только политику, остальные сферы открыты и свободны для деятельности людей. И при либерально-демократических режимах права и свободы людей объявлены высшей ценностью, все сферы свободны, а верховентсво имеет только закон.