Основные особенности древневосточной и античной цивилизаций
Начнем с древневосточной цивилизации:
эта цивилизация характеризуется традиционализмом, то есть в обществе распространены традиционные образцы поведения и деятельности; люди ориентируются на предков.Все изменения социального или политического, культурного характера происходят медленно. Коллективизм - это основа. Личные интересы не имели приоритета над общими. Это объясняется просто - человек живет в общине, является ее частью и община контролирует все стороны жизни человека, без общины человек не мог существовать. Общество было централизовано, и во главе общества был деспот: фараон, правитель, царь и так далее. Он обладал абсолютной властью, а у людей не было личных прав. В восточной цивилизации была общинная собственность и государственная, правда, государственная собственность принадлежала лично царю.Общество было патриархальным, человек был рабом, подданным правителя, ограниченным в правах человеком.Античная цивилизация:
был свободный человек, а был раб, который человеком не считался, он считался предметом собственности, вещью.Люди жили в полисах - городах-государствах, управляемые свободными гражданами, имеющими равные политические права. Все решения принимались на верховном собрании, где были граждане.Существовала частная собственность, общинная собственность - земля находилась в этой собственности, а каждая семья имела надел, который не продавался. Формой правления была демократия в классическом виде. Граждане имели право требовать минимум для существования. То есть какие-то права человека были, а также были выборы.С конца 4 тыс. до н.э. в истории человечества наступает новый этап – появление первых цивилизаций. Важнейшей чертой является появление государств. Появление древнего мира (4 тыс. до н.э. – середина 1 тыс. н.э.) включает историю стран Древнего Востока и Античности ( древней Греции и Рима). Первое государство появляется 4 тыс. лет до н.э. в Южной Месопотамии (Шумер).
Особенности древневосточных цивилизаций:1.Традиционализм, т.е. традиционные образцы поведения и деятельности людей, вобравшие в себя опыт предков. Социальные, политические, культурные изменения происходят очень медленно. И многие поколения существуют в одних и тех же условиях. Отсутствовал конфликт «Отцов и детей».2. Коллективизм, как основа общественной жизни. Личные интересы подчинены общественным. Основная ячейка общества – община, которая определяет и контролирует все стороны деятельности человека. Вне общины человек не мог существовать.3.Восточная деспотия, как основная форма социально-политического устройства общества. Во главе государства деспот, фараон, правитель, обладающий всей полнотой власти. В восточной цивилизации не существует гарантий личных прав человека.
4. 2 вида собственности на землю: 1) общинная – принадлежит общине; 2) государственная, но верховным собственником всей земли было государство во главе деспота.5. Патриархальное рабство. Раб – человек ограниченный в правах.
Античность1. Классическое рабство. Раб не человек, а предмет собственности, вещь, принадлежащая свободному человеку.2. Основная форма политической организации общества – это полис (город, государство в древней Греции и гражданская община в отдельный период древнего Рима). Полис – это город-государство, в котором свободные граждане имели равные политические права не зависимо от их имущественного положения. Верховный орган власти - верховное собрание.3. Зарождение частной собственности. Не классическая частная собственность, а античный вариант. В античности верховным собственником земли являлась община. Семья имела надел земли, который нельзя было продавать.
4. Демократическая форма правления. Впервые появляется демократия и принцип защищенности. Имели право требовать минимум для существования. Появляются права человека, выборы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Характеристика государств на территории Казахстана в период развитого средневековья Название государства и период его существования Занимаемая территория Имена правителей государства 2 исторических факта из политической истории государства
Государство Каракитае. 1128 – 1213. Образование государства каракитаев связано с центрально азиатскими монголо-язычными племенами - Кидании. Упоминаются в источниках с 4 века. В начале 10 века образовалось киданьское государство империя "Ляо" с территорией от Алтая до Тихого океана. Правящая династия киданий проживали в северном Китае. После подении империя Ляо кидании с полководцем Ей Люль Даши бежали и переселились в Семиречье смешались с тюрко-язычным населением и стали называтся каракитаями. В 1128 году Елюй Даши захватил Баласагун и основал государство в Семиречье. Каракитаи принудили Караханидов стать их вассалами. В 1141 Гурхан принял Титул правителя. Опасаясь усиления своих приближенных Гурхан не раздавал уделов. В государстве распространена система подборного налога блажения, с каждого дома снимали по одному золотому динару. В 1208 году из Монголии бежали найманы под руководством Кучлук хана.1211 году найманы пленили правителя Караханидов и власть в Семиречье пришла к Кучлуку.
Улус Найманов и Кереитов.12 в. Нач. 13 в. Территория первоначальная найманов: от реки Орхон до Иртыша. Ставка правителя Балыкты. Кереиты: От Хангайских гор на западе до Ханхил горы. Ставка на реке Хонгон - Хатун Балык. "Найман" - (монгольский) восемь, по числу племён входящих в конфедерацию. Название Кереитов от названия реки Керуен. Кереиты и найманы находились на одном уровне устройства. Они сформировались в самостоятельные улусы, которые управлялись ханами, у усусов функционировал государственный аппарат в который входили органы управления ханской ставкой, войсками и дружиной. Ханская ставка (орда) ведомола ханским имуществом и ханской армией. У найманов и кереитов было развито делопроизводство, документы цеплялись печатью.
Кыпчакское ханство. Нач. XI-XIII в. КЫПЧАКИ (kыпсаkтар) ("половцы" - в рус. летописях, "куманы" - в соч. средневековых европ. авторов), кочевой тюрко-язычный. народ, появившийся в степях Урало-Поволжья и Вост. Европы в сер.11 в. До этого они входили в состав Кимако-кыпчакского каганата, центр которого располагался в степях Верховьях Прииртышья. С середине.11 в. степи Урало-Поволжья в сочинениях персидских авторов получают название Дешт-и Кипчак ("Кыпчакская степь"). В 1055 большая часть кыпчакских племен уходит за Волгу и занимает степи Восточную Европы вдоль южных границ Киевской Руси. Кыпчакский союз возглавляли ханы могущественного рода Ольбурлик (на тюрк. - род волка). В течение 12 в. у Кыпчаков сложилось несколько племён объединений (орду): днепровское, донское, нижневолжское (половцы-саксины) и восточные (кыпчаки). После монголоидного завоевания кыпчакские племена вошли в состав Золотой Орды. Большинство Кыпчаков переселилось в Заволжье и Южное Приуралье. В 13-14 вв. в степях Южного Приуралья одна группа Кыпчаков занимала территорию Волго-Уральского междуречья (от Волги на Западе до низовьев Илека на Востоке). Ими оставлены небольшие земляные курганы. Умерших хоронили в узких прямоугольных ямах головой на Запад, в могилу помещали шкуру или чучело взнузданного и оседланного коня. С Востока к Кыпчакам примыкали племена, оставившие т. н. "каменные" курганы. Наборы вещей в курганах обеих групп одинаковы: у мужчин - берестяные колчаны со стрелами - срезнями, ножи, кресала; у женщин - бронзовые или серебряные серьги, перстни, подвески, ножницы, бронзовые зеркала и детали головного убора ("бокки" в виде берестяной трубочки). Занимались Кыпчаки в основном кочевым скотоводством, охотой и ремеслами. Монголы не оказали существенного влияния на материальную и духовную культуру Кыпчаков, которые оставались самым многочисленным населением степи. Кочуя по соседству с башкирами и поздними булгарами, Кыпчаки смешивались с ними, формируя языковую и этнокультурную близость башкир и татар. После распада Золотой Орды Кыпчаки вошли в состав башкир, казанских татар, казахов, узбеков и др.