римский военный лагерь
иосиф флавий писал: «…внезапным нападением неприятель не может иметь успех, ибо, вступая в страну неприятеля, они (римляне) избегают всякого столкновения с ним до тех пор, пока не устраивают себе укрепленного лагеря». в походе римляне делали это каждый вечер. независимо от погоды, удаленности от врага, усталости легионеры должны были разбивать укрепленный лагерь (castra aestiva). поэтому расстояния переходов часто обозначались просто числом лагерей. этому неукоснительно соблюдаемому обычаю армия получала возможность нормального отдыха в укрепленном и охраняемом месте.
строительство походного лагеря, как и все в жизни римского легионера, было продумано и подчинено строгому порядку. к концу дневного перехода вперед высылалась группа разведчиков для выбора места ночевки. наиболее подходящими для лагеря считались места легкие для защиты (чаще всего на склоне холма), с одной или нескольких сторон прикрытые естественными , близкие к источникам воды, с минимальной растительностью, но вблизи от леса и фуража. выбрав место, начальник группы, как правило трибун, втыкал белый флаг там, где должна быть расположена палатка командующего (praetorium) в центре будущего лагеря.
по отношению к этой точке определялись все остальные части лагеря, помечаемые большими цветными флагами.
к моменту прибытия основной массы войск местность уже была размечена. солдаты, оставив свои доспехи и оружие, но со щитами, отправлялись на линию лагерных укреплений (munitio). часто доспехи и оружие не снимали и работали вооруженными. по периметру лагеря вырывался ров (fossa) и насыпался сплошной вал (vallum), укреплявшийся дерном, иногда камнями или — при продолжительной стоянке — плетнем. сверху вал усиливался палисадом из деревянных кольев (pila muralia — заостренные с двух сторон, высотой около 1,60 м).
когда строительство укреплений было завершено, устанавливались палатки для полководца и высших офицеров. каждый офицер имел собственную палатку. в 60-метровом квадрате вокруг претория располагались палатки высших офицеров и штаба (principia). солдатские палатки ставились в последнюю очередь. пространство между укреплением и первыми палаток (не менее 30–50 м) оставлялось свободным для перемещения отрядов внутри лагеря и главным образом для того, чтобы разместить палатки вне досягаемости вражеских стрел и камней.
в походе римляне неукоснительно соблюдали один обычай. каждый вечер, несмотря на усталость, независимо от погоды и удаленности врага, римское войско устраивало укрепленный лагерь. римляне всегда действовали по строгому порядку. для устройства лагеря им было достаточно участка открытой местности примерно 800 на 800 метров, желательно на возвышенности и с выходом к источнику воды. в конце дневного перехода один из трибунов и несколько центурионов отправлялись вперед, чтобы выбрать и разметить место для лагеря. в центре будущего лагеря, там, где должна быть расположена палатка командующего, ставили белый флажок. по отношению к этой точке с цветных флагов помечали все остальные части лагеря: пересекавшие его улицы, лагерную площадь, ворота, места для палаток командиров, подразделений легионов и союзников, загоны для скота, линии вала и рва. к моменту прибытия основной массы войска местность уже была размечена.
лагерь имел четырехугольную, чаще всего продолговатую форму. в обычных условиях лагерь окружали рвом глубиной около метра. землю, вынутую из рва, насыпали в виде вала и обкладывали дерном. вал укреплялся палисадом из скрепленных между собой
кольев. если противник был недалеко, укрепления могли быть и более мощные. каждый манипул под наблюдением центуриона трудился на своем участке работ.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2. Почему Каркаралинская петиция была принята и подписана на Кояндинско- Ботовской ярмарке? 3. Когда она была принята?
Відповідь:
Одной из самых всеобъемлющих и содержательных петиций, поданных в адрес колониальных властей, была Каркаралинская. В июне 1905 года на Кояндинско-Ботовской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска) состоялся съезд представителей казахской знати. Здесь была выработана петиция к царю. Ее подписали 42 влиятельных казаха Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Позднее к ней присоединились казахи других уездов Семипалатинской и Акмолинской областей. Петиция была оформлена в виде телеграммы. Она была составлена в Омске и переправлена в г. Каркаралинск, откуда 22 июля 1905 года она была отправлена на имя царя через местную почтово-телеграфную контору. В составлении и отправке петиции в Санкт-Петербург активную работу провели А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Акбаев, Т. Нурекенов и другие.
Основное содержание петиции состояло в том, чтобы допустить казахов к работе в Государственной Думе. В частности, здесь содержались следующие строки: «Почему занятие скотоводческой культурой должно лишать киргиза избирательного права, когда такового права не лишает занятия торговлей, земледелием, рыболовством и другими промыслами?».
Государственные чиновники к составлению подобного рода документов относились крайне отрицательно. Об этом свидетельствует письмо военного губернатора Семипалатинской области степному генерал-губернатору от 19 июля 1905 года: «...Составление киргизскими обществами подобных выше приведенному приговором петиций ни в каком случае не может быть допускаемо».
Существовали различные варианты текста Каркаралинской петиции, адресованные не только на имя российского царя. Копии ее были посланы в редакции центральных российских газет «Сын отечества» и «Русские ведомости» для публикации.
Один из вариантов такой петиции в переводе на русский язык Темиргали Нурекенова был адресован и министру внутренних дел. Этот вариант петиции был более полный и состоял из 47 пунктов. Содержание этой петиции наиболее полно отражало насущные проблемы казахского общества начала XX века: вопросы организации выборов, решения земельного вопроса, урегулирования проблем в области религии, судоустройства, образования и так далее.
Пояснення: