Самым видным представителем этого религиозного и национального возрождения Чехии был Ян Гус (1369–1415). Он происходил из крестьянской семьи и провел раннюю молодость в юго-западном углу Чехии, где жили рядом и чехи, и немцы, и между обеими народностями происходили постоянные распри. Окончив курс в пражском университете, Гус сделался священником и проповедником в Вифлеемской часовне в Праге, нарочно основанной для чешской проповеди. Вместе с тем он занял и место профессора в университете, где очень скоро выдвинулся и был ректором, ставь во главе чешской партии, как раз в то время, когда еще там шла борьба между «нациями». Поучения и лекции Яна Гуса пользовались большим успехом у слушателей. Проповедуя в Вифлеемской часовне для народа, он, кроме того, выступал проповедником и при королевском дворе, и на съездах чешского духовенства. В своих богословских занятиях он стоял сначала на строго католической точке зрения, но мало-помалу стал усваивать некоторые взгляды Уиклифа, сочинения которого около 1400 г. очень рас среди магистров пражского университета. Гус не разделял воззрений Уиклифа, касавшихся, напр., евхаристии, но вместе с английским реформатором он думал, что священное писание есть единственный источник веры. Когда часть пражского духовенства начала обвинять учение Уиклифа в ереси, был устроен диспут, на котором Гус доказывал, что многие положения английского богослова прямо передавались неверно его противниками. Это произвело неприятное впечатление на архиепископа, а ему жаловались на Гуса еще и многие священники, которых Ян Гус порицал за то, что они с бедных брали деньги при совершении для них треб. Архиепископ лишил его звания проповедника на съездах духовенства·, потом ему было запрещено и священствовать. Между тем сочинения Уиклифа были осуждены церковною властью, но пражский университет протестовал против этого, доказывая неправильность многих мотивов такой меры. За такую защиту Уиклифа Гус был отлучен от церкви и вызван в Рим к ответу, и только заступничество короля (Вацлава), любившего Яна Гуса, пока его от преследования. Это случилось уже тогда, когда великий раскол осложнился появлением третьего папы. Один из споривших за власть пап (Иоанн XXIII) объявил против теснившего его короля неаполитанского крестовый поход с отпущением грехов всем, кто будет содействовать папству. Гус выступил против папской буллы об индульгенциях на диспуте, где оспаривал их законность и доказывал вред от них для нравственности. То же самое говорил он и в своих проповедях в Вифлеемской часовне. Главные свои доказательства он заимствовал при этом прямо из сочинений Уиклифа. На сторону Яна Гуса стали и студенты, и многие горожане. В Праге начались волнения; папская булла была сожжена; три ремесленника, кричавшие в церкви, что папская булла – один обман, были казнены; над Прагою был объявлен интердикт. Мало-помалу народное брожение стало рас и вне чешской столицы. По желанию короля Гус должен был оставить Прагу, но это только дало ему возможность проповедовать и в других местах Чехии. Тогда же он написал сочинение «О церкви», заимствовав основные его взгляды опять‑таки у Уиклифа. Шум, который произвели пражские события, рас далеко за пределы Чехии, и брат чешского короля Сигизмунд, бывший тогда императором в Германии и вместе с тем наследником чешского престола, нашел нужным вмешаться в это дело, созвав собор, на который явился бы и Гус.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
ответьте на вопросы, ! 3.перечислите предпосылки объединения руси, опишите ход этого объединения?
- Русь начала оправляться от Батыева погрома.
- В сельском хозяйстве происходил переход к двух- и трехпольной системе севооборота, основным пахотным орудием становилась соха с железным сошником, землю начали удобрять навозом.
- С середины 14 в. началось восстановление городов, новыми центрами торговли и ремесла стали Москва, Тверь, Нижний Новгород. Все же города не стали экономическими центрами объединения Руси — слишком слабо были развиты товарно-денежные отношения. Важнее оказалась роль городов как стратегических центров: пунктов обороны и развертывания сил для боевых действий. В этом — одна из особенностей русской централизации.
- Крестьяне протестовали против усиления эксплуатации. Различные формы протеста крестьян требовали усиления власти.
Объединение происходило вокруг Москвы. С 1301 г. началось возвышение Москвы, когда Даниил отвоевал у Рязани Коломну. Его сын Иван. Калите, заручился поддержкой Орды, при его внуке Дмитрии Ивановиче произошло сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой (Куликова битва) , при Василии III уже самое крупное и сильное Московское княжество добилось окончательного свержения ордынского ига: отказ платить дань. В период правления Ивана III к МК были силой присоединены Новгородская земля и Тверское княжество и с 1485 г. Иван III объявил себя «государем всея Руси» . Василий III ликвидировал независимость Пскова и Рязани.
Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» 1497 г.
Главной особенностью образования российского централизованного государства является преобладание политических причин над экономическими. В России процесс централизации был значительно ускорен необходимостью борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой, прежде всего, но также и с угрозами со стороны Литвы и Ливонского ордена. Важными предпосылками этого процесса были синхронность в развитии княжеств, существование близких правовых норм, восходящих к «Русской Правде» , сохранение в народе общерусского национального самосознания.