Совсем недавно – лишь в начале XX века ученые смогли более подробно понять историю Хеттского царства. Еще в XIX веке при раскопках в Малой Азии (в современной Турции) было обнаружено несколько сотен глиняных плиток с письменами. Было ясно, что это – аккадская клинопись, которая существовала у жителей Междуречья, но расшифровать то, что нашли, не удалось. И только Бедржих Грозный – чешский языковед доказал в 1915 году родственность хеттского языка славянским, романским и германским, относящимся к индоевропейской языковой семье. Например, хеттское «небиш» аналогично русскому «небо», «далугашти» – «долгота» и так далее. В русском переводе Библии хеттов называют «хетеяне» и упоминание о них весьма кратко. Однако после расшифровки клинописи на глиняных плитках, дальнейших археологических исследований мы можем теперь представить себе, как жили люди Хеттского царства. Наверное, самым примечательным было то, что государство являлось вполне самодостаточным. Хетты располагали в изобилии металлом и древесиной, так как на их территории имелись рудные месторождения и леса. То, что добывалось в государстве, здесь же и перерабатывалось, минуя разных посредников (ассирийских и вавилонских купцов). Вдобавок хеттское царство, не имея природных границ, было окружено княжествами, которые в малой или большей степени зависели от него, то есть своеобразным «поясом безопасности». Кроме того, внутренняя политика хеттов строилась так, что знатные хетты чувствовали себя вполне свободными, тогда как в иных государствах Древнего Востока знать считалась рабами царя, равно как и остальное население. Если хетт не нес отработочной или продуктовой повинности, он считался свободным. Объединенная в панкус (собрание воинов), независимая часть населения влияла даже на выбор нового монарха. Например, Хаттусили I, когда решал вопрос о назначении наследника трона, обратился за советом к панкусу. Благодаря такой самодостаточности и внутренней политике хетты за четыре с лишним столетия своего существования (1650 – 1200 годы до нашей эры) не проиграли ни одной маленькой или большой войны. И лишь гораздо позже – на закате своей истории, им пришлось уступить часть территории могущественной Ассирии. Культуры Малой Азии и Междуречья дали хеттам письменность, мифы и религиозные верования, обычаи и законы; и имя им досталось от хаттов – народа, в более древнее время заселявшего эти места.
На западе и востоке, севере и юге Сары-Арки, в открытых степях, горных и речных долинах распространены курганы и насыпи из камня, земли и камня или земли и монументальные сооружения, получившие в научной литературе не совсем удачное название курганов “с усами”. В отличие от других памятников Центрального Казахстана оба типа курганов не составляют больших могильников. В одном могильнике их бывает не больше 10—15. Соотношение первого и второго типов курганов в могильниках может быть выражено как один к пяти или десяти, иными словами, на каждый могильник, состоящий из 3—10 обычных курганов, приходится один курган с каменными грядами. Такая пропорция соблюдается не во всех районах Центрального Казахстана.
Больше могильников с курганами второго типа в Улытауском, Шетском, Актогайском и Каркаралинском уездах Карагандинской области, т.е. в центральных районах Казахского мелкосопчника. В других, периферийных по отношению к ним районах количество их постепенно убывает. Вообще ареал курганов с каменными грядами вполне определен и охватывает на западе район Улытауских гор и верховья р.Ишим, на севере—южные районы Кокчетавской области, до Щучинска и озера Борового, на востоке — зону плоских увалов и низкого мелкосопочника Павлодарской области, до районов Чингизского хребта и его обрамлений. Южная граница доходит до северных районов Прибалхашья и Бетпак-Далы
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Где князья брали средства на строительство храмов?