"Культура Руси второй половины XIII – XV веков" - цитата - .Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное) , вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность. Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата. Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг. В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений. Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г. В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.) , Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г. ) В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.) , Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.) , Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.) . http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st019.shtml - цитата - Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.
Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г. , умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Андронникова монастыря. б) изделия мастеров ювелирного дела: - шапка Мономаха - золотой кубок - расшив жемчугом и т. д. - цитата - .-жанр исторической песни. - былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко ) Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках) , раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.
aedunova3
26.12.2022
1. Рюрик (до 879)- Не киевский правитель, но родоначальник династии Рюриковичей (по «ПВЛ»).- По летописи пришел по призванию племен (чуди, славян, кривичей и веси) с братьями Синеусом и Трувором. После их смерти стал единолично властвовать в Новгороде.- Историки считают, что братьев не было, а была «Дружина» и «дом» (см. пред. тему).- Есть мнение, что изначально Рюрик сел княжить в Старой Ладоге, т. к. была возможность в случае опасности быстро сбежать за море. А только потом, утвердив свою власть, перенес свою резиденцию в Новгород. Здесь следует вспомнить упоминание в новгородской летописи о том, как он подавил восстание Вадима Храброго.- Сведений о деяниях мало. Дореволюционные историки сообщают, о том что он укреплял границы своего княжества, строил города. 2. Олег Вещий (879-…).- Дата смерти дискуссионная: 912 (Пятецкий, дореволюционные историки), 913 (Кацва, Юрганов), 922 (по другим данным – Стариков).- Первый достоверный государственный деятель.- Скандинавское имя – Хельг(helgi).- Правил за малолетнего Игоря (возможно сына Рюрика – отсюда династия «Рюриковичей»), возможно приходился ему дядей, по другим сведениям – дружинник Рюрика.- По пути к Киеву овладел Смоленском (главным городом кривичей) и Любечем, передал власть в них своим сподвижникам.- В 882 г. захватил Киев, не потеряв власти в Киеве. Возможно для этого он убил князей Аскольда и Дира, но некоторые полагают, что они вообще жили с Олегом в разное время (данные Старикова). С этого момента традиционно считаю началом Киевского государства.- Подчинил северян, полян, древлян кривичей, словен ильменских, возможно дреговичи, радимичей, хотя последние видимо долго сопротивлялись, т. к. о них не упоминает Константин Багрянородный среди племен платящих дань, да и в летописи есть данные, что Киевский воевода Волчий хвост обложил данью радимичей в 984 г., т. е. почти век спустя.- Воевал с уличами и тиверцами.- По мнению ряда историков, до первого вторжения печенегов на Русь (915) использовал их как союзников.- Ходил с войском на Константинополь (Византия) в 907, 911 гг. Подписал экономически и политически выгодные договоры.- Воевал с Хазарами, под влиянием Византии нападал на них в Крыму, а так же, возможно, на Каспии.- По приданию умер от укуса змеи. По новгородской летописи в Старой Ладоге, хотя не исключено, что погиб за морем. Похоронен был возле Киева, на горе Щековице. 3. Игорь (912 – 945).- новгородская летопись сообщает, что он участвовал в убийстве Аскольда и Дира, но навряд ли, т. к. был малолетним.- В 903 г. женился на Ольге.- Первый, кто из русских князей, кто столкнулся с печенегами, заключил с ними договор. - Ходил на Византию. В 941 г. русский флот потерпел поражение от «греческого огня». В 944 году Игорь снова предпринимает поход на греков (по летописи в походе приняли участие несколько славянских племен), но те уплатили дань без войны. В 945 г. был заключен мирный договор, но русские купцы, по нему, уже не могли зимовать в Византии. И Игорь обязывался не нападать на Корсунь (греческий город Херсонес в черте современного Севастополя), не допускать в него дунайских болгар.- Вторично покорил древлян. В 945 г. пошел собирать с них дань и собрал больше чем обычно (подговорила дружина, ссылаясь на то, что войны Свенельда не наги, в отличие от них). На обратно пути он распустил дружину и отправился опять собирать дань. Древляне сказали: «Аще (если) повадится волк по овцы ходить, то вынесет все стада, пока не убьют его». И убили (по «ПВЛ» разорвав на части между двумя натянутыми деревьями), т. к. малочисленная дружина не смогла защитить его.
pravovoimeridian
26.12.2022
Положительные - для феодальных земель:
развитие хозяйственной жизни, новых форм поземельных и политических отношений; расцвет городов и ремесел; закрепление земель на основе наследственного права и значительное уменьшение княжеских конфликтов; расцвет своеобразной культуры в княжествах.
Отрицательные - для государства в целом:
междоусобные войны; обострение борьбы князей и бояр; возрастающее дробление княжеских владений и появление к концу XIV века микрогосударств, лишенных перспективы исторического развития из-за самоизоляции и сепаратизма; ослабление общегосударственного военного потенциала.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие архитектурные памятники изучаемой эпохи, произведения иконописцев вам известны? опишите их. речь идет о 14-15 веке
- цитата - .Церковь Николы на Липне близь Новгорода была построена в 1292 г. Она являлась как бы форпостом на пути к Новгороду. Сохранив традицию четырехстолпного одноглавого храма, новгородские зодчие внесли много нового в конструкцию. Покрытие было сделано трехлопастным (позднее переделано на четырехскатное) , вместо трех аспид осталась одна в центре, опущенная до половины здания, не стало деления фасадов лопатками, и здание приобрело массивность и монолитность.
Во второй половине XIV в. в новгородском стиле появляется стремление к нарядному, декоративному убранству постройки. Это проявилось в церкви на Ильне, построенного в 1374 г. Здесь декоративная обработка фасадов и аспид еще более разнообразна и богата.
Своей красотой и строгостью поражает церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406-1407 гг.
В Пскове в 1413 г. была построена Церковь Василия на Горке. Эта церковь представляла собой небольшие кубические постройки с одной главной, украшенной простыми поясками в виде треугольных и квадратных углублений.
Церковь Богоявления со звонницей на Запсковье, построенная в 1496 г.
В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. Сохранившимися памятниками того времени являются Успенский собор в Звенигороде (около 1400 г.) , Собор Саввина-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405) и Троицкий собор в Троице-Сергиева монастыря в Загорске (1422 г. )
В конце XV в. был построен Успенский собор Московского Кремля (1475-1479 гг.) , Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.) , Грановитая палата Московского Кремля (1487-1491 гг.) .
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st019.shtml
- цитата - Феофан Грек приехал на Русь из Константинополя. Принеся лучшие традиции византийского искусства, Феофан Грек органически соединил их с русским искусством, став крупнейшим мастером русской живописи.
Андрей Рублев предположительно родился около 1360 г. , умер 29 января 1430 г. Он был иноком Троице-Сергиева, а потом Андронникова монастырей. В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор, в 1408 г. работал над росписью восстанавливавшегося Успенского собора во Владимире вместе с Даниилом Черным. Между 1425 и 1427 гг. принимает участие в росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в 1427-1430 гг. работает над фресками Андронникова монастыря.
б) изделия мастеров ювелирного дела:
- шапка Мономаха
- золотой кубок
- расшив жемчугом и т. д.
- цитата - .-жанр исторической песни.
- былины. ( Владимир Красное Солнышко, Василий Буслаев, Садко )
Исторические песни, посвященные времени монголо-татарского ига ( “Князь Роман и Марья Юрьевна”, “Авдотья- Рязаночка”, “Девушка от татар”, “Мать встречает дочь в татарском плену”, песни о девушках-полонянках) , раскрывают в поэтической форме глубокий драматизм положения народа в условиях опустошительных нападений врага, благородство и мужество простых людей, отстаивающих честь и свободу. Образ страдающей под тяжким игом Русской земли воплощается чаще всего в образе чистой и стойкой духом красавицы-невесты, похищаемой злым врагом и попадающей в ненавистный плен.