Вообще на территории Чернигова более сотни курганов-погребений: Гульбище в районе Болдиных гор и Безымяный (это у нас Х век), а еще курганы 11-12 веков: Болдины горы, Олегово поле, «Старое кладбище» в Берёзках, Стрижневская и Бобровицкая группы курганов, курганы в Еловщине. Раскопки погребений продолжаются до сих пор.
В 12 км от Чернигова к юго-востоку располагается другой курганный комплекс примерно того же времени, что и Черная могила – Шестовицкий. Историческое название его неизвестно, находится он в урочище Коровель рядом с селом Шестовица. Здесь раскопали уже более 150 курганов, многие из которых – явно скандинавские. Здесь же обнаружено городище – укрепленный форпост.
Предположительно, здесь была варяжская крепость, возведенная на подходах к Чернигову и большое воинское поселение, неподалеку хоронили погибших и умерших. Вероятно, местную славянскую знать хоронили в самом Чернигове, а варягов – здесь. Это похоже на самый древний на славянских землях комплекс поселений Ладоги: воинский форпост Рюриково городище был чуть в стороне от самого торгового города Ладога, на подходах к нему. Наверняка, первоначальная структурная организация и Киевского поселения была подобной: торговые и ремесленные кварталы (Подол) – на берегу Днепра, а крепость, где жили воины и их конунг – на возвышенности. Таким образом торжище было защищено с востока, со стороны степей; ведь именно оттуда обычно нападали орды кочевников.
Мы с вами начали с археологии древнего Чернигова, а что же нам говорят летописи?
В документах Чернигов впервые упоминается в «Повести временных лет» в 907 году в связи с договором Вещего Олега с Византией – в списке городов, для которых взымалась дань, вторым после Киева числится Чернигов – это говорит о важности города еще в те времена. Также он упоминается в торговых договорах с Византией начала Х века.
А вот начало настоящему расцвету Чернигова положил князь Мстислав Владимирович, сын Владимира Крестителя – личность яркая, незаурядная и явно недолюбленная историками, гораздо больше славы досталось его брату Ярославу Мудрому.
Мстислав - истинный сын своего времени – отважный, решительный, в меру буйный и при этом не лишенный мудрости, хоть прозвище «Мудрый» получил не он, а брат. Не ясно, были они от разных матерей или от одной, вроде бы обоих родила Рогнеда Рогволодовна, но другие источники утверждают, что Мстислав был сыном некой «чехини». Известно, что Мстислав был младше Ярослава и еще одного их брата Святослава, и, судя по скупым сведениям из летописей, отношения между братьями никогда не были безоблачными.
Отец отдал Мстиславу дальний удел – Тмутаракань, неспокойное княжество на Таманском полуострове, которое к владениям русов присоединил еще его дед Святослав после разгрома Хазарского каганата. Правда, в тех землях и во времена Мстислава жили хазары и представители других народностей (аланов, например, и зихов, и с ними молодой князь вполне себе уживался, даже приятельствовал, можно сказать. Не дружил он с касогами - народность, отождествляемая с современными адыгами или черкесами. В 1022 состоялось сражение между дружиной князя и касогами во главе с воеводой Редедей.
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы думаете, в чём проявилась изобретательность древнейшего человека при изготовлении орудий труда? каким образом огонь приблизил первобытного человека к современному? запишите свои размышления. ответ должен содержать не менее 3-х предложений.
Я считаю, что древний человек развивал мышление. При изготовлении оружия, он думал, каким должно быть копьё, чтобы причинить животному вред, а также, соображал, как удобнее его будет носить и из чего можно изготовить, к примеру, наконечник.
2) Когда люди впервые столкнулись с огнем, они поняли, как вкуснее можно приготовить еду, а в будущем стали пробовать добавлять что-то в рацион, помимо мяса. Огонь им видеть ночью, чего люди раньше не могли делать без него, освещать свои пещеры, а в будущем и дома.