1.Тотемизм- адамдардың өздерін белгілі бір хайуанаттан таралдық деп түсініп, соларға мінәжат етуі.
2. Анимизм- заттық дүние құбылыстарының жандылығын білдіретін термин.
3. Шаманизм- Күн, Ай, жұлдыздар, күн күркіреуі, найзағай, өрт және басқалар сияқты табиғи құбылыстар құдайлар түрінде бейнеленген табиғи политеистік дін.
4. Фетишизм- көбінесе алғашқы қауымдық құрылыс, архаикалық мәдениетіне тән жансыз заттарға қасиетті деп табыну.
5. Магия- алғашқы қауымдық дін формаларының бірі; іс- әрекеттердің символдық бейнесі.
Преемник хана Тауке – Абулхаир (1693-1748 гг.) – один из самых противоречивых ханов в истории казахов. Во имя сохранения своей власти он стал первым ханом, принявшим от имени народа подданство Российской империи. В итоге, дав повод для массовых антиколониальных восстаний, Абулхаир был убит своими политическими конкурентами, а царская империя еще активней продолжила завоевательную политику в степи.
Джунгарское вторжение
Политическая обстановка в Казахском ханстве после смерти Тауке хана была критической. Никто из династии умершего хана не выдвинул достойную кандидатуру на престол. В начале 20-годов 18 века ханом был избран Абулхаир из Младшего жуза. Он происходил из младшей султанской династии и не имел авторитета среди знатных султанов. Многие влиятельные бии и султаны не признали Абулхаира ханом. Ханство, раздираемое междоусобицами, распадалось на отдельные мелкие владения. Внутренней слабостью и раздробленностью казахов воспользовались джунгарские ойроты (калмыки). Весной 1723 года джунгары вторглись в Семиречье и через горы Кара-Тау двинулись в район реки Талас. Казахи были застигнуты врасплох, так как в это время только готовились покинуть зимние пастбища. К тому же джунгары имели значительно лучшее вооружение, чем казахи. Сохранились исторические сведения, что ойроты захватили в плен одного шведского офицера, который до этого служил у русских. Тот научил их отливать пушки и ядра. Правда, пушки иногда при выстреле взрывались и, тем не менее, это была какая-никакая артиллерия, о которой казахи в то время только мечтали. Все эти факторы обеспечили джунгарам в первое время крупные победы. Казахи в панике бежали в район Ходжента, Хивы и в кочевья каракалпаков, бросая имущество и скот. Не успевших бежать джунгары уничтожали, истребляя целые аулы. В 1725 году ойроты захватили Ташкент и Туркестан. Не зря это нашествие, чуть не уничтожившее казахов как нацию вошли в историю народа как «годы великого бедствия». Султаны и правящая знать окончательно растерялись, не сумев поднять народ на борьбу. Абулхаир хан, кочевавший с Младшим жузом, в 1726 году впервые обратился к царскому правительству в Петербург с принять казахов в подданство. Хан рассчитывал, что это его от джунгар. Но правительство после смерти Петра I само переживало трудные времена и не ответило на его
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Восточные словяни в 7-8 веках 1 быт и хозяйства 2).формирование основ государственности 3).вече и его роль в обществе 4). князья и дружинники: происхождения и социальный статус (кратко)
1.Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.
2.Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI—VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия — крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.
3.Принимались важные решения.
- заключение и расторжение договора с князем;
- установление торговых правил и льгот;
- установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;
- контроль за судебными сроками и исполнением решений; - в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот и т.д. и т.п.
4.Высшим сословием в Древней Руси являлись князья. Исторически князья образовывались из вождей племен в период разложения родоплеменного строя. В свою очередь, князья делились на великих и удельных. До XIIв великий князь являлся правителем Древнерусского государства. В XIIв Киевская Русь раскололась на несколько великих княжеств, фактически не подчиняющихся единому центру. С этого времени великими князьями стали называть правителей великих княжеств. Удельные князья носили подчиненное положение по отношению к великим и правили выделенным им удельным княжеством.
младшая дружина. К младшей дружине причислялись княжьи слуги, состоявшие одновременно в войске и при дворе на незначительных придворных должностях. В зависимости от занимаемой должности и внутреннего статуса, младших дружинников называли отроки, детские, гриди, чадь и др. С XIIIв для младших дружинников используется название слуги. С XVв младших дружинников называют дворяне. К привилегированным сословиям также относилось духовенство