Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени смерти Александра Македонского до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением эллинистического Египта, во главе которого стояли Птолемеи.
Эллинистическая культура, термин, имеющий два смысловых значения: хронологическое — культура эпохи эллинизма и типологическое — культура, возникшая в результате взаимодействия греческих (эллинских) и местных элементов.
Эллинистическая культура возникновению постоянных контактов между европейскими (в лице греков и македонян) и афро-азиатскими народами. Эти отразилось в военных походах, развитии торговых отношений и культурном сотрудничестве. Появились новые стороны общественной жизни эллинистических государств. Благодаря совместному творчеству появилась философская мысль о всеобщности мира, которая нашла отражение в учении стоиков о космосе.
Под влиянием эллинистической культуры оказались Северная Африка, Центральная и Передняя Азия, Западная и Восточная Европа. Многие открытия и изобретения эллинистической культуры и науки составляют золотой фонд общей культуры человечества.
В Хронике Быховца содержатся сведения о Битве у Могильно, между войсками легендарного новогрудского князя Рынгольда и русско-татарским войском. Победа была на стороне Рынгольда. Это военное столкновение могло произойти между 1240 и 1250 годами.
В 1258 году был организован монгольский поход на Литву при участии галицко-волынских князей - Василько Романовича, Льва Даниловича.
Зимний поход против Литвы 1274—1275 годов (согласно исследованию М. Грушевского 1275—1276 годов) был организован Львом Даниловичем при поддержке Менгу-Тимура, в отместку за войну Тройдена с Владимиром и опустошение Дрохичина.
Гедимин при походах на Волынь и Киев в начале 1320-х годов испытывал противодействие со стороны не только русских князей, но и ордынских вс отрядов, а чём сообщает М. Стрыйковский. Никоновская летопись содержит сведения о походе войск Узбека на Литву в 1324 году (было выведено большое количество пленных), что историки рассматривают как ответ Орды на действия Гедимина против зависимых от неё русских княжеств.
В последующие десятилетия Гедимин (1316—1341) и Ольгерд (1345—1377) распространяли своё политическое влияние на Смоленское и Брянское княжества, что вызывало противодействие московских князей, получавших от ханов ярлыки на великое княжение владимирское.
Прямое военное столкновение произошло в 1362 году, в ходе ослабления Орды в ходе затяжной борьбе за власть. В результате под прямой контроль Великого княжества Литовского перешли Киевское княжество и Подолье.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравните систему арабского халифата и систему византии.
При сравнении системы управления Арабского халифата и системы управления любого средневекового государства можно отметить следующие отличительные черты.
В Арабском халифате источник власти опирается главным образом на религию. Религиозная, политическая и административная власти являются неразделимыми. Собственность на землю может быть государственной, общественной и частной. При этом земля не является товаром. Налогами облагалось все население. Воины для поддержания своей боевой готовности получали жалование, а также имели право собирать кое-какие налоги с населения в том объёме, который был необходим для того, чтобы боеготовность была на должном уровне.
Халиф в Арабском халифате обладал верховной властью. Он являлся религиозным главой арабов и всех уверовавших в Аллаха. Кроме того, он занимал все верховенствующие должности: был главой церкви, верховным главой государства, верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, верховным судьей. А все высшие чиновники назначались только халифом. Высшим должностным лицом при халифе был визирь как главный советник халифа.
Страна делилась на провинции, в которые были назначены военные наместники. Назначением наместников занимался сам халиф. Основными обязанностями наместников были сбор налогов, командование войсками и руководство местной администрацией и полицией.
В большинстве своем в Арабском государстве суд был напрямую связан с духовенством и отделен от администрации.
В европейских государствах (Франция) религиозная, политическая и административная власти разделены. Земля в собственности феодалов. Налогами облагалось только нижнее сословие. Армия формировалась по феодальному принципу, где воин получал землю в обмен за военную службу сюзерену. Король был первым среди равных. Страна делилась на феодальные владения, в каждом из которых землевладелец представлял собой политическую и административную власть. Суд осуществлялся землевладельцем.