Культура и повседневная жизнь народов России в XVI веке находилась под влиянием христианства, повышенной религиозности общества.
Можно сказать, что культура и общественная жизнь в этот период особенно сильно подчинялась церкви и ее интересам.
Кроме того, культура и жизнь общества в 16 веке существуют в особенных условиях – Москва объединяет русские земли под своей эгидой, то есть происходит активная централизация государства, а религия в данном случае вляется инструментом управления (создания) национального самосознания.
Но нельзя не учитывать тот факт, что на культуру сильно повлияла продолжительная зависимость от Золотой Орды.
И да, в этот период Москва стала духовным центром России, а не Владимир. Хотя роль духовных центров все еще сохраняла Тверь, Ростов, Псков, Великий Новгород и Нижний Новгород. В этих городах восстанавливали монастыри, училища, писались новые книги.
Также можно сказать, что культура этого периода старалась вытеснить засилие ордынских моментов.
Если говорить о конкретных примерах, то в 16 веке появляются:
• Хождения (жанр, описывающий путешествия)
• Писались летописи
• Появилось книгопечатание
• Каменное строительство
• Деятельность итальянских архитекторов
• Написан Хроногроф – сборник нравоучений
• Написан Домострой – наставления о ведении хозяйства
• Распространяется шатровый стиль
Согласно легенде, Модэ был старшим и нелюбимым сыном шаньюя Тоуманя, который послал Модэ к юэчжам, потребовавшим заложника. Тоумань планировал совершить набег на юэчжей, чтобы юэчжи вынуждены были убить сына. Но Модэ предугадал намерения отца и при начале набега убил своего стражника и бежал. Удаль Модэ произвела такое впечатление на гуннов, что Тоумань был вынужден поставить его во главе одного из уделов государства, дав в управление 10 тысяч семей.
Модэ стал обучать воинов. Он ввёл в обращение свистящую стрелу и приказал воинам стрелять в том направлении, куда пустит стрелу он. Невыполнение приказа каралось смертью. Однажды внезапно он пустил стрелу в любимого коня, а тем, кто не выстрелил, приказал отрубить головы. Потом он выстрелил в свою любимую жену, а нестрелявших — обезглавил. В конце концов, Модэ выстрелил в своего отца, не последовать его примеру не рискнул ни один из воинов. Так он стал правителем гуннов в 209 году до н. э
В 201 году до н. э. Лю Бан назначил князя Хань Синя правителем области Дай (代县, Шаньси, округ Синьчжоу) со столицей в Маи. Модэ осадил Маи и Хань Синь сдался без боя. Таким образом хунну получили проход в центральные области Китая. Они перешли через Гэучжу, осадили Тхайюань (Тайюань) и Цзяньян. Хань Гао-цзу собрал войско и в 200 году до н. э. повёл его против Модэ. Из-за морозов 3 из 10 китайских воинов обморозили пальцы. Модэ стал отступать, а 320 000 китайская армия гналась за ним. Гао-Цзу с отборной конницей оторвался от пехоты. У селения Байдын (в 5 км на ю.-в. от города Пьхинчен, ныне Датун) превосходящие силы хуннов окружили Императора. 7 дней хунну осаждали лагерь императора, Модэ поделил свою кавалерию на 4 части: север — вороные кони, запад-белые, восток-серые, юг-рыжие, но захватить лагерь не смог. Хань Гао-цзу направил лазутчиков с дарами к Яньчжи[4]супруге Модэ. Она сказала мужу, что Император человек «гениальный», и лучше с ним договориться. Модэ не получил от своих китайских союзников Ван Хуана и Чжао Ли и, опасаясь измены с их стороны, решил отпустить императора.
Хунну предоставили коридор, по которому китайцы, держа натянутые луки, и император, чтобы соединиться с основной армией. После этого Модэ отступил. Чиновник Лю Гин направился к хунну для заключения Договора Мира и Родства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Объясните что такое таран, дерзжава, конница, глинянные таблички
Таран —стенобитное орудие (бревно), снабжённое на конце железным или бронзовым наконечником, использовавшееся при осаде городов, для разрушения стен, башен и других сооружений.
Держава — независимое, самостоятельное государство.
Ко́нница — род войск, в котором для ведения боевых действий и/или передвижения использовалась верховая лошадь
Глиняная табличка — это одна из первых материальных основ для книги, появившаяся около 3500 лет до н. э. Глина и её производные (черепки, керамика) была, вероятно наиболее древним материалом для книг.