Церковная реформа Петра I была направлена на то, чтобы полностью подчинить церковь государству. Напомним, что со времен появления автокефальной православной церкви и патриаршества на Руси церковь и государство находились в отношениях параллельных, аналогичных "византийской симфонии". В веке два патриарха, Филарет и Никон, обладали значительным влиянием на светскую власть, у церкви имелась собственная армия стрельцов. При этом церковь резко отрицательно относилась к реформам Петра I, являясь одной из самых консервативных политических сил. Реформа Петра I была направлена на то, чтобы нейтрализовать влияние этой политической силы.
Реформа была начата после смерти патриарха Адриана. Петр I запретил выборы нового патриарха и учредил новое государственное учреждение - Святейший Синод, которое должно было ведать религиозными и церковными вопросами. Как государственное учреждение, Синод подчинялся самому Петру I, что делало царя фактическим главой церкви. Реформа происходила в два этапа: на первом этапе была учреждена должность местоблюстителя патриаршего престола (которую занял митрополит Стефан Яворский), и был учрежден Монастырский приказ - временное госучреждение, управлявшее церковными делами. Прежде всего, под контроль государства было поставлено церковное имущество. Вторая часть реформы была проведена в 1721 году, патриаршество было полностью отменено (включая пост местоблюстителя), был создан Синод и учреждена должность его светского главы - обер-прокурора. По завершении второго этапа реформы автономия церкви и ее влияние на светские дела были полностью ликвидированы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Есть ли необходимость юрты в современном мире