1. В связи с нарушением престолонаследия власть императоров ослабевала, в то время, как дворяне укрепляли свою фактическую власть и могли требовать расширения прав.
2. "Манифест о вольности дворянской" ликвидировал обязанность дворян служить, закрепленную Петром I (и существовавшую ранее в виде феодальных обязанностей поместного дворянства). В результате этого манифеста дворянское служение стало добровольным, стало возможно от него отказаться и сохранить при этом все сословные привилении. Дворянство крайне тяготилось введённой Петром I обязательной службой с нижних чинов и стремилось освободиться от неё.
3. Закрепощение крестьян на протяжении XVIII века шло очень быстро. Помещики постепенно наделялись властью над крепостными, сравнимой с властью императора над свободными людьми. Они получили право суда над крепостными и ссылки их по своей воле, платили подушную подать помещику, а не государственным сборщикам податей, не присягали на подданство императору - помещик делал это за них, а они находились в подданстве у помещика. Одним из последующих указов крестьяне лишились права покупать и продавать.
4. Рост мануфактурного производства в России ограничивался тем, что остановилась урбанизация, рост свободного городского населения - рабочей силы для мануфактур. Закрепощение крестьян оставило для них всего один путь выбиться в городские обыватели - рекрутскую службу в армии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сравнить развитие индии и китая на пути модернизации
За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» – тех, кто верой и правдой служил им завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии.
Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857-1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» – главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества.
6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
1. Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением .
2. Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
3. Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
4. Все плохие обычаи будут упразднены.
5. Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены.
Реформы императора Муцухито.
Аграрная реформа
Административная реформа
Военная реформа
Судебная реформа
Реформа образования
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы» , которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси» . Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи» . В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
Реформы, проводимые в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, были органично восприняты обществом. Они оказались созвучны японскому образу жизни, представлениям, культуре, т. е. менталитету японцев. Однако, заимствуя западные достижения и внедряя их в жизнь, японцы не отказались от своих самобытных традиций.