Пушкин не жалеет мрачных красок в описании Мазепы, обосновывая такую характеристику верностью историческим фактам. В поэме гетман предстает бесчестным, злобным, аморальным и мстительным, вероломным лицемером, готовым ради личных амбиций предать и любовь, и свой народ. «...он не ведает святыни,/ ...он не помнит благостыни, / ...он не любит ничего! / ...кровь готов он лить, как воду, ...презирает он свободу, /...нет отчизны для него» - все это о Мазепе. И действительно, прикрываясь желанием «освободить» украинский народ от власти Российской империи, он плетет интриги, договаривается со шведским королем Карлом. При этом Мазепа не упоминает, а может, и не задумывается, о том, что тогда Украина окажется под влиянием шведов и поляков.
вроде это :)
Гетман Мазепа — реальное историческое лицо, герой поэмы А.С. Пушкина «Полтава». Само произведение также основано на реальных событиях.
Пушкин описывает Мазепу как пожилого человека за шестьдесят: «Он стар. Он удручен годами, / Войной, заботами, трудами...», «...Его усы белее снега...» , «Его кудрявые седины, / Его глубокие морщины, / Его блестящий, впалый взор, / Его лукавый разговор...». Автор строит произведение вокруг личности гетмана, его взаимоотношений с Марией и плавно приводит повествование к главной победе Петра — битве под Полтавой.
Пушкин не жалеет мрачных красок в описании Мазепы, обосновывая такую характеристику верностью историческим фактам. В поэме гетман предстает бесчестным, злобным, аморальным и мстительным, вероломным лицемером, готовым ради личных амбиций предать и любовь, и свой народ. «...он не ведает святыни,/ ...он не помнит благостыни, / ...он не любит ничего! / ...кровь готов он лить, как воду, ...презирает он свободу, /...нет отчизны для него» - все это о Мазепе. И действительно, прикрываясь желанием «освободить» украинский народ от власти Российской империи, он плетет интриги, договаривается со шведским королем Карлом. При этом Мазепа не упоминает, а может, и не задумывается, о том, что тогда Украина окажется под влиянием шведов и поляков.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.когда зародились иосифляне 2.кто их основатель 3.основное содержание учения 4.отношение государства к учению((
выбирай из этого текста.
иосифля́не (осифля́не) — последователи иосифа волоцкого, представители церковно-политического течения в государстве в конце xv – середине xvi веков, отстаивавшие право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой
просветительской и благотворительной деятельности. резко полемизировали с другими группами и течениями.
иосиф волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — нилом
сорским, — доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое нилом сорским движение нестяжателей, требовавшее возвращения к
коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. на соборе 1503 года иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя ивана iii васильевича, отстаивая
монастырское землевладение. в результате иван iii поддержал иосифа волоцкого и созвал собор 1504 года, на котором «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме.
иосифляне доминировали и на стоглавом соборе 1551 года, на котором вновь отвергли программу ограничения
церковно-монастырского землевладения, выдвинутую приближённым к ивану iv грозному протопопом сильвестром. в дальнейшем иосифляне инициировали осуждение матвея башкина и феодосия косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины.
иосифляне выступали в
качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. доктрина иосифлян строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности государства, оставшегося единственным оплотом
православия после падения константинополя в 1453 году. на этом основании иосифляне требовали предоставления московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589 году).
иосифляне выступали за открытость монастырей. главной монастырей являлась миссионерская
деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
к иосифлянам принадлежал псковский монах филофей, популяризатор концепции митрополита московского зосимы «москва — третий рим», на которой строилась официальная идеология царей (примечательно, что сам митрополит
зосима не был сторонником иосифлян и подвергался с их стороны нападкам и обвинениям в «потакании еретикам»)