Справедливо отметить, что «искусство славян» – это достаточно широкое понятие, которое включает в себя целый спектр многообразных явлений, градируемых посредством локальных и временных характеристик. Иными словами, когда мы говорим «искусство славян», логично как-то ограничивать тему, указывая, как минимум, конкретный исторический период и регион. Тем не менее, в данном материале мы постараемся максимально кратко обозначить основные направления в искусстве древних славян, основываясь на материалах археологических и этнографических исследований различных эпох, включая раннее и позднее Средневековье.
Конечно, трудно представить себе искусство восточных славян (здесь мы акцентируем внимание на этом регионе, хотя подавляющее большинство выводов справедливо для всех без исключения территорий, некогда населенных нашим народом) без работы с деревом. Резьба по дереву и кости – одно из ключевых направлений искусства славян и этот факт не станет открытием даже для школьника. Художественная обработка дерева на Руси была известна уже в V веке до нашей эры. К примеру, в Эрмитаже хранится деревянная ложка с рукояткой, выполненной в форме птичьей головы. Эту находку датируют III веком до нашей эры, а деревянного оленя (пример скульптурного искусства древних славян) – V-II векам до нашей эры. Разумеется, существует множество находок более поздних периодов, в частности, это предметы быта (ковши, ложки, гребни) X-XIII веков нашей эры. Подавляющее большинство подобных находок были украшены резными изображениями животных (оленей, коней, уток) и природных явлений (наиболее распространенный вариант – солнечный диск, либо солярный орнамент). Резьба по кости на Руси появилась на стыке эпох, приблизительно в X веке. В этом смысле наиболее знамениты холмогорская, хотьковская и тобольская резьба, получившие свои названия в соответствии с региональными топонимами.
Искусство восточных славян также включало в себя работу с металлами. На данный момент предполагается, что собственных металлодобывающих предприятий на Руси не было долгое время, поэтому большая часть металла закупалась в Западной Европе. Тем не менее, к примеру, височные кольца славяне выплавляли еще в XXV-XX веках до нашей эры (так называемая катакомбная культура). Качественный и количественный показатель находок говорит о том, что ближе к началу нашей эры металлические изделия (в первую очередь – из бронзы, позже – из серебра и золота) получали все большее распространение (примером могут служить унетицкая культура, 1700-1300 годы до нашей эры).
Декоративно прикладное искусство славян в плане работы с металлами включало в себя широкий спектр ювелирных изысков. Многочисленные находки эпохи раннего и позднего Средневековья указывают на популярность растительных и солярных орнаментов. В первую очередь мы говорим о ременных пряжках, хвостовиках, накладках и пуговицах из латуни. Аналогичные орнаменты включают в себя изделия, относящиеся к Черняховской (II-IV века нашей эры) и Трипольской (VI-III тысячелетия до нашей эры) культуры. Декоративно прикладное искусство восточных славян в этом смысле сохраняло свой оригинальный колорит на протяжении тысячелетий. Разумеется, имеет смысл говорить о некоторых заимствованиях, но как такое кузнечное и ювелирное искусство на Руси существовало с древнейших времен.
Декоративно прикладное искусство восточных славян также включает в себя работу со стеклом. Вероятно, стеклоделие на Руси появляется приблизительно в XI веке. В XIII веке эффектные стеклянные украшения (в частности – бусы и браслеты) встречаются повсеместно. Примером могут послужить находки из Крапивенского городища (фонды Шебекинского историко-художественного музея). Все это говорит о том, что декоративно прикладное искусство славян немалый путь и к позднему Средневековью представляло собой четкую систему, со множеством направлений и характерных особенностей.
Воинское искусство славян – тема отдельного разговора. Разумеется, данное направление неразрывно связано с вопросом становления и развития кузнечного ремесла на Руси. При этом справедливо отметить, что воинское искусство славян исконно представляло собой абсолютно самобытную систему, хотя, к примеру, раннесредневековые оружейные находки имеют явно заимствованный характер (достаточно упомянуть мечи каролингского типа). Более того, великолепной демонстрацией данного тезиса может выступать тот факт, что князь Роман Галицкий использовал меч, скажем так, «европейского производства». С другой стороны, знаменитая находка изящного клинка XI века с надписью «Людота коваль» говорит о том, что в раннем Средневековья славяне явно могли ковать (и ковали) собственное оружие. Однако, воинское искусство славян включает в себя еще целый ряд любопытных аспектов, которым мы обязательно посвятим целый ряд материалов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Проверьте свои знания1. как аль-фараби добился признания и почему его стали называть вторым учителем мира"? 2. назовите отрасли науки, которыми занимался аль-фараби, и направления егоисследований.3. какие вы знаете учебные заведения, центры, учреждения, места, носящие имяаль-фараби? что вам о них известно? составьте диалог с одноклассниками.
ответ Джордано Бруно – знаменитый итальянский ученый, философ, поэт, последователь учения Коперника. С 14 лет он обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив имя Филиппо на Джордано. Однако Бруно вынужден был покинуть монастырь за резкие выступления против церковных догматов. Преследуемый церковью, он несколько лет путешествовал по Европе: читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.
В 1584 году в Лондоне вышли его основные философские и естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее значительным был труд "О бесконечности вселенной и мирах" (миром называли тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно создал свое, еще более смелое учение о мироздании, предугадав многие будущие научные открытия. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли.
В тоске по родине он вернулся в Италию, где по веницианца Джованни Мочениго стал преподавать ему мнемонику.
Историческая справка:
Николай Коперник, (Copernicus), знаменитый астроном, 1473-1543, положивший начало современному представлению о системе мира. По происхождению поляк; 1491 поступил в краковский университет; 1503 профессор этого унив.; с 1510 был каноником в Фрауенбурге. К. первый выставил положение о неподвижности солнца и о движении вокруг него земли и планет в сочинении "De revolutionibus orbium coelestium". Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) (настоящее имя — Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) — центральная фигура перехода от философии средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик, богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию.
Но со временем философия Бруно показалась Мочениго более чем необычной. Он решил, что приютил у себя чародея и начал собирать на учителя "досье", которое затем передал Инквизиции. Утром 23 мая 1592 года Джордано был схвачен и отправлен в тюрьму.
Процесс
Сначала был произведен опрос всех возможных свидетелей, но дальнейшее следствие основывалось лишь на словесных и письменных показаниях Мочениго. Суд рассматривал отдельные высказывания и положения Бруно в отрыве от текста его произведений. Бруно пояснил, что никогда не порывал с христианством как с учением, даже не порывал с церковью. Наоборот несколько раз он размышлял над официальным возвращением в лоно католичества.
Когда во время суда речь заходила о его философии, он разъяснял инквизиторам моменты, которые могли показаться неясным. Бруно был настолько прост и спокоен, что иногда окружающих охватывал трепет. Не известно, чем бы кончилось дело в Венеции, если бы папа и римская инквизиция не потребовали доставить Бруно в Рим. В этот город его привезли 27 февраля 1593 года и придали ранг вождя еретиков.
Свыше шести лет Бруно держали в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине.
Главным обвинением инквизиторов было утверждение Бруно о бесконечности миров. Не смотря на пытки, он не отказался от сути своего учения: мысли о душе мира и первой материи, о всеобщей одушевленности природы и ее бесконечной потенции, о движении Земли и о существовании множества миров, в том числе и обитаемых, отражают истину.
20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. 9 февраля он был отправлен во дворец великого инквизитора Мадручи, где был лишен священнического сана и отлучен от церкви. После этого его предали светским властям, поручая им подвергнуть его "самому милосердному наказанию без пролития крови", что означало сожжение на костре
Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю".
На 12 февраля было назначено исполнение приговора, однако оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано Бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай".
Его казнили утром 17 февраля 1600 года. По иронии судьбы в этот день в Риме праздновался юбилей: 50 кардиналов, толпы паломников со всей Европы съехались в город ко гробу апостолов искать отпущения грехов. На этом празднике христианской любви и всепрощения был сожжен на Площади Цветов человек, толковавший о вселенской любви, движущей всем созданием.