ответ:В начале XIX века в России становятся явственными изменения, порождавшиеся развитием буржуазных отношений во всех областях экономики, а также растущими международными торговыми отношениями. Развитие промышленности, внедрение новых технических и агрономических методов в сельском хозяйстве, растущие города, которые требовали развития транспорта, средств связи – все это усиливало потребность не только в специалистах, но и просто в грамотных людях, которые могли бы соответствовать требованиям времени. Но в то же время, по данным 1797 года, процент грамотного населения был очень низким: 9,2% в городе и всего 2,7% в селе. И этот показатель становится еще более удручающим, если учитывать, что только 4% жителей страны было городским. При этом следует помнить, что в начале XIX века грамотными считались те, кто мог начертать свою подпись (вместо обозначения крестиком). Это очень низкий критерий грамотности. Ясно, что идея просвещения в этот период должна была стоять очень остро.
Молодой монарх Александр I, взошедший на престол в начале XIX века, обратился к новым общественным силам, которые бы ему укрепить его положение — к либеральному реформизму, т.к. это привлекло бы на его сторону большинство просвещенных дворян. К подготовке ряда реформ были привлечены «молодые друзья» императора Александра I: граф П.А. Строганов, князь А. Чарторижский, граф В.П. Кочубей и другие. В 1801 г. они составили Негласный комитет, который должен был разработать реформы по важнейшим сторонам жизни, в том числе и вопрос просвещения. В связи с этим в 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам». Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями. Народное образование делилось на 4 ступени: — приходские училища; — уездные училища; — гимназии; — университеты.
Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Кроме того, вся территория России была разделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Московский, Дерптский, Виленский, Петербургский, Казанский и Харьковский. Во главе каждого учебного округа стоял попечитель, осуществлявший в своем лице контроль Министерства просвещения за всеми учебными заведениями данного округа. Попечителю непосредственно подчинялся и ректор университета. Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей. Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней.
Читать дальше на странице: https://www.rosimperija.info/post/391
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Конспект. внешняя политика россии в 1762-1796г. империя на марше.
РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1768–1774 гг.
Основные события:
1770 г. —Победа на реке Кагул, Ларга (Румянцев) 1770 г. — Чесменское сражение (Алексей Орлов, Спиридов) 1771 г. — захват русскими войсками КрымаКучюк-Кайнарджийский мирный договор (1774 г.): Россия получила право строить флот на Черном море, свободный проход России через Босфор и Дарданеллы, Крым стал независим от Турции
1783 г. - включение Крыма в состав России. Строительство Севастополя (Потемкин-Таврический) 1783 г. - Георгиевский трактат. Протекторат над ГрузиейРУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1789-1791 гг.
1787 г. - сражение при Кинбурне (Суворов) 1788г. - взятие Очакова (Потемкин) 1790 г. - взятие Измаила (Суворов, Кутузов) 1791 г. - сражение у мыса Калиакрия (Ушаков)Ясский мир 1791 г.:
Подтверждение присоединения Крыма и протектората над Грузией Присоединение земель между Днестром и Юным Бугом;Освоение земель, строительство новых городов: Одесса, Екатеринодар (Краснодар)РУССКО-ШВЕДСКАЯ ВОЙНА 1788-1790 гг.
Причина: Швеция хочет вернуть прибалтийские территории Верельский мир (1790 г.). Ничего не присоединяем и не отдаем (статус-кво). 1780 г. - Декларация о вооруженном нейтралитете. Не вмешиваемся в дела Англии и США1793г. — разрываем отношения с Францией. Во Франции идет революция, а нам же она не нужна.