Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.
В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример просвещённого абсолютизма — политическое миросозерцание Вольтера, этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Практичне занятия 4. Історичні джерела про Українофільський етап національного відродження
Основная причина – проведение патриархом Никоном и Алексеем Михайловичем церковной реформы, которая была призвана унифицировать все обряды, писания, молитвы и прочие церковные тексты на территории всей страны. Можно сказать, что это был спор между греческой версией и русской (считалось старообрядчеством). Но многие историки сходятся к тому, что Алексей Михайлович хотел наследовать византийский престол (как наследник веры), а также это было выгодно Ватикану, чтобы популяризовать католичество на Востоке.
Сподвижники и противники раскола
Сподвижники: Алексей Михайлович, патриарх Никон
Противники: протопоп Аввакум, протопоп Лонгин Муромский, епископ Павел Коломенский, Даниил Костромской, поп Лазарь Романовский, дьякон Фёдор, инок Епифаний, поп Никита Добрынин Пустосвят.
Итоги
- реформа принята по новому греческому образцу (с добавлением барокко)
- старообрядцы подвергались гнету
- все несогласные с реформой были в заключении в Сибири и лишены санов.
Значение
Алексею Михайловичу так и не удалось наследовать византийский престол. На старообрядцев совершались гонения все оставшееся время, исключая современный этап развития государства, однако, РПЦ до сих считает старообрядцев «нехристями».