Для казахов война с калмыками в ХVII-ХVIII веках была отечественной войной против джунгарских захватчиков. Казахские ханы Есим, Жангир, Тауке, Абылай все свои силы, талант и мужество отдали борьбе с джунгарами.
В годину великих народных бедствий из простого же народа вышли герои-полководцы, слава которых не увядает до сих пор. Среди них – Богенбай, Кабанбай, Малайсары, Баян и другие. В отражении джунгарской агрессии первостепенную важность сыграло осознание родоплеменной знатью и верхами политического руководства необходимости единения во имя свободы нации и независимости государства. Не последнюю роль в этом нелегком процессе политической мобилизации сил сыграли такие общественные и политические деятели как Толе би, Казыбек би и Айтеке би.
В 1726 г. в местности Ордабасы близ г. Туркестана состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного ополчения. Главой и предводителем ополчения был избран правитель Младшего жуза Абулхаир хан. После этого собрания ополчения трех жузов соединились и во главе с ханом Абулхаиром и батыром Богенбаем. Результаты мер, принятых ханом, можно было увидеть уже в 1728 г., когда была одержана первая победа над джунгарами. Эти сражения проходили в горах Улытау, в местности Карасиыр, у реки Буланты, где казахи наголову разбили джунгарский экспедиционный корпус во главе с сыном хунтайджи.
Эта первая, за многие годы, крупная победа казахов над джунгарами имела моральное и стратегическое значение Армия Абулхаира после победы над джунгарами развеяла миф о непобедимости джунгар. Одержанная победа подняла дух народа, заставила его поверить в свои силы, в возможность победить завоевателей. Народ стал более организован в борьбе против общего захватчика, проявлял особый энтузиазм ради защиты отечества.
Казахское ополчение перехватило инициативу и перешло в контрнаступление. Успешному для казахов ходу войны в известной мере вспыхнувшие в Джунгарии усобицы, вызванные борьбой за ханский престол между сыновьями Цэван-Рабдана, и начавшаяся вскоре после этого третья джунгаро-цинская война. По этой причине Джунгарское ханство, подвергшееся нападению со стороны Цинской империи, вынуждено было на своих западных границах перейти к обороне.
Аныракайская битва
В победоносном завершении 200-летней войны казахского народа с джунгарами важную роль сыграла Аныракайская битва. В 1730 (по некоторым данным – в 1729) году в 120 км к югу от оз.Балхаш в местности Аныракай (в переводе с казахского – плач, стенание) произошла последняя крупная битва, в которой была разгромлена джунгарская армия. А оз. Алаколь возле Аныракайских гор получило название "Ит-ишпес Алаколь" (в переводе с казахского – собаки не станут пить), настолько была соленой его вода. Анракайские горы и озеро Алаколь (Ит-Ишпес) были важными стратегическими пунктами во всей Отечественной войне 1723-1730 гг. Отсюда для казахских ополченцев должно было начаться освобождение районов Семиречья, отсюда по реке Шу был выход к Сарысу и горам Улытау. Из этой местности казахские отряды могли уходить к Каркаралинским горам. Создавалась возможность для дальнейшего освобождения казахских земель от джунгарского нашествия.
Казахские войска, а это была сила в 20-25 тысяч конников, морально и физически были готовы к проведению сражения. Среди них были воины, сражавшиеся с врагом у подножия Каратау, в предгорьях Мугоджар, при Буланты-Белеуты и Улытау. В рядах ополченцев находились Толе би, батыр Койгельды. Именно отсюда пошла притча: "Без Толе би нет удачи, без Койгельды не бывает сражений".
Кроме сражений на Буланты-Белеуты и Анракае, было еще несколько военных столкновений в различных местах Сары-Арки, на берегу реки Или. В ходе военных действий в конце отечественной войны у захватчиков были отбиты большие территории казахских степей: районы Сыр-Дарьи и Арыси, Улытау и Сарысу, северное Прибалхашье, долины Таласа и Чу. Казахи продвинулись к границам реки Или.
Анракайская битва была единым звеном в наступлении казахских дружин в восточном и северном направлении и стала ключом к продвижению казахов в Семиречье, которое еще оставалось под властью джунгар. Джунгары потерпели поражение, однако, вследствие вспыхнувших между казахскими ханами Абулмамбетом, Самеке и Абулхаиром разногласий по вопросу о том, кому быть старшим ханом трех жузов, казахи не смогли воспользоваться военными и политическими результатами этой победы и развить успех. После ухода ополчения Младшего и Среднего жузов остальные войска также разошлись.
После этой битвы ойраты были выгнаны с занятых ими земель в Жетысу. После смерти джунгарского предводителя Галдан Церена среди джунгарской знати начались междоусобные стычки, результатом которых явилась потеря джунгарами единства и порядка.
Казахский народ ценой огромных потерь и чрезвычайного напряжения сил отстоял политическую независимость и территориальную целостность, однако
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
А. Одной из причин удельной раздробленности были династические войны между князьями и их честолюбивая борьба за киевское великое княжение.Б. Посадник в Новгороде избирался из городских низов.верно только Аверно только Боба утверждения не верныоба утверждения верны
1• Эта организация ставила своей задачей пропаганду антикрепостнических идей, поддержку либеральных намерений правительства, формирование общественного мнения против крепостного права и самодержавия.
2• Причины поражения восстания декабристов:
☆Узкая социальная база, ориентация на военную революцию и заговор.
☆Недостаточная конспирация, в результате чего правительство знало о планах заговорщиков.
☆Отсутствие необходимого единства и согласованности действий;
Неготовность большей части образованного общества, дворянства к ликвидации самодержавия и крепостничества.
3• Сходства между западниками и славянофилами было немного; оно сводилось лишь к тому, что и те, и другие были российскими общественно-политическими движениями. Взгляды же, которые продвигали эти движения, были противоположными. Западники выступали за продолжение курса XVIII века на просвещение и вестернизацию России, за заимствование у Европы новых политических и экономических концепций. Славянофилы были более консервативным движением, они считали, что у России есть свой путь, отличный от Европы; радикальные славянофилы симпатизировали Московской Руси XVII века и считали, что Пётр I был неправ, когда начал свои реформы.
4•народники были представителями интелигенции, людьми образованными, и объяснялись слишком непонятно и заумно для необразованных крестьян, крестьяне просто не могли понять что эти бары от них хотят.
☆крестьяне по натуре мелкие собственники, они боятся потерять во время бунта то малое, что имеют. да и некогда им бунтовать - им работать надо.
☆крестьяне работают каждый сам по себе или семьями, их трудно организовать и заставить действовать сообща, не то что рабочих .