1957—1958 годы стали глубокого политического кризиса iv республики. затяжная война в алжире, безуспешные попытки сформировать совет министров, наконец — кризис. по позднейшей оценке де голля, «многие руководители режима сознавали, что проблема требует кардинального решения. но принять жёсткие
решения, которых требовала эта проблема, снести все препятствия на пути их осуществления… было выше сил неустойчивых правительств… режим ограничивался тем, что с солдат, вооружения и денег поддерживал борьбу, свирепствовавшую по всей территории алжира и вдоль границ. материально это стоило дорого,
ибо приходилось держать там вооружённые силы общей численностью 500 тысяч человек; это обходилось дорого и с точки зрения внешнеполитической, ибо весь мир осуждал безысходную драму. что же касалось, наконец, авторитета государства, это было буквально разрушительно»[15]: 217,
218.
активизируются т. н. «ультраправые» военные группировки, оказывающие сильное давление на алжирское военное руководство. 10 мая 1958 года четыре алжирских генерала обращаются к президенту рене коти с ультимативным по сути требованием не допустить отказа от алжира. 13 мая вооружённые
формирования «ультра» захватывают здание колониальной администрации в городе алжире; генералы телеграфируют в париж с требованием, обращённым к шарлю де голлю, «нарушить молчание» и сделать обращение к гражданам страны с целью создания «правительства общественного доверия»[12]: 357.
15
мая 1958 года информационные агентства распространяют воззвание де голля:
… вот уже 12 лет, как франция старается разрешить проблемы, непосильные для режима партий, и идёт к катастрофе. некогда в тяжёлый час страна доверилась мне с тем, чтобы я повёл её к спасению. сегодня, когда
стране предстоят новые испытания, пусть она знает, что я готов принять на себя все полномочия республики.
— [12]: 359
если бы заявление это прозвучало год назад, в разгар кризиса, оно было бы воспринято как призыв к государственному перевороту. теперь, перед лицом нешуточной
опасности переворота, на де голля возлагают надежды и центристы пфлимлена, и умеренные социалисты ги молле, и — прежде всего — алжирские мятежники, которых он прямо не осудил. чаша весов склоняется на сторону де голля, после того как путчисты в считанные часы захватывают остров корсику. циркулируют
слухи о высадке в париже парашютно-десантного полка. в это время генерал уверенно обращается к мятежникам с требованием подчиняться своему командованию. 27 мая «призрачное правительство» пьера пфлимлена подаёт в отставку. президент рене коти, обратившись к национальному собранию, требует избрания
премьером де голля и передачи ему чрезвычайных полномочий для формирования правительства и пересмотра конституции. 1 июня 329 голосами де голль утверждён на посту председателя совета министров.
решительными противниками прихода к власти де голля выступили: радикалы под руководством
мендес-франса, левые социалисты (в том числе будущий президент франсуа миттеран) и коммунисты во главе с торезом и дюкло. они настаивали на безусловном соблюдении демократических устоев государства, которые де голль хотел пересмотреть в самом скором времени.
кругосветное путешествие магеланна доказало шарообразность земли.
открытие колумба внесло разнообразие в еду: появился шоколад, томаты, картофель и т. д.
открытие васко да гамой прямого морского пути в индию позволило доставлять в европу восточные товары без посредников
(это огромный плюс, так как дорого обходилась европе услуга посредничества) .
в результате открытий установились постоянные торговые связи между частями света. возник "мировой рынок".
минусы:
открытие новых земель к тому, что многие европейцы, мечтавшие
разбогатеть, направились в неизведанные земли, которые были заселены майя, ацтеками. но европа не считала их людьми, обращала в рабство, и измученные таким обращением, голодом, древние цивилизации погибли. это невозвратимая утрата!
в новых землях еропейцы добыли такое количество золота
и серебра, какого не видывали никогда! в результате эти награбленные сокровища вызвали обесценивание денег. это к так называемой "революции цен". цены на товары первой необходимости резко подскочили.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Які зміни відбулися у релігії римлян коли вони ознайомилися з культурою інших народів?
Давньоримська релігія — одна з політеїстичних систем рабовласницького суспільства з пережитками релігійних уявлень епохи родового ладу. Основною ланкою господарювання римської громади було хліборобство. Тому для давньоримської релігії характерна віра в духів — покровителів природи, сільського життя і хліборобства.
Патріархальність життя зумовила також особливу шану та обожнювання душ предків як покровителів домашнього вогнища — ларів, пенатів та ін. У культі дерев, землі, каміння, деяких тварин відбито риси фетишизму й тотемізму.
Поступово з маси дрібних божків, які уособлювали сили природи і вважалися покровителями тих чи тих явищ дійсності, релігійна свідомість стародавніх римлян стала виділяти окремих головних богів.
До цього періоду належить і виникнення численних міфів про богів. Римська міфологія зазнала величезного впливу грецької міфології.
З утворенням класів і держави боги давньоримської релігії (їх було близько 30) стали загальнодержавними, не пов’язаними з певною територією. Оформлення пантеону було насамперед справою вельможних та жерців.
Поряд з такими богами, як Юпітер і Марс, що ставали дедалі могутнішими, існувало безліч менших богів, духів, котрі опікувалися окремими життєвими чи господарськими справами.