Политика московских князей привела не только к увеличению территории Московского княжества, но и к изменениям в порядке владения землёй, к появлению более широкого слоя собственников земли.
Крупные земельные владения появились ещё в Древнерусском государстве. Это были вотчины — наследственные земельные держания. В Московском княжестве после присоединения к нему территорий других русских земель возник и новый вид земельной собственности — поместье. Московские князья отбирали на новых территориях земли у вотчинников, которые враждебно относились к Москве, и отдавали их (ис-помещали, отсюда слово «поместье») людям, которые находились у них на службе. Таких людей стали называть помещиками. В отличие от вотчины, поместье давалось лишь при условии несения службы князю и не передавалось по наследству.
Появление поместного землевладения и его быстрый рост были связаны со стремлением московских князей увеличить слой служилых людей, на которых они могли бы опереться. Благосостояние помещиков, размеры их земельных владений целиком зависели от великого князя, поэтому они были заинтересованы в укреплении его власти, в создании единого государства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Причины возвышения Москвы: (Продолжите фразы. Фразы в тетрадь записать полностью) А)находилась на … Б)дальновидная политика московских князей: - сумели наладить хорошие отношения с … - не подвергались ордынским … - увеличивали свои … - не допускали … В) Москва – центр ….
Хабаров
Сибирская деятельность Хабарова
В [1625 год]у совершил свой первый сибирский поход на коче из Тобольска на Таймырский полуостров, в Мангазею.
В 1628 году во главе экспедиции по волокам и рекам перешёл на реку Хету.
В 1630 году участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск.
С 1632 года жил в районе верхнего течения реки Лены, где занимался скупкой пушнины[2].
В 1639 году открыл соляные источники в устье реки Куты, где построил соляную варницу. В настоящее время на этом месте расположен город Усть-Кут Иркутской области.
В 1649 году Хабаров с отрядом в 70 человек[6] отправился из Якутского острога вверх по Лене и Олёкме и далее по Амуру, от впадения в него реки Урки до даурского городка Албазино. Весной 1650 года Хабаров вернулся в Якутск с отчётом и за подмогой. Осенью 1650 года, взяв Албазино, продолжил сплав по Амуру. Отряд Хабарова одержал многочисленные победы над местными даурскими и дючерскими князьями, захватив много пленных и скота[7]. Результатом этого похода является принятие коренным приамурским населением русского подданства[2]. В этом походе Хабаров составил «Чертёж реке Амуру», который явился первой европейской схематической картой Приамурья, а также собрал немало информации о народах,проживающих возле Амура. Так, в августе 1651 года казаки Хабарова подошли к устью реки Зеи, затем к устью Буреи, покоряя новые племена. После зимовки в Ачанском острожке, на который 24 марта напал большой маньчжурский отряд численностью до 2000 конных с 6 пушками, Хабаров двинулся вверх по Амуру, так как с его немногочисленным отрядом дальше овладевать Приамурьем было невозможно. Выше устья Сунгари в июне 1652 года Хабаров встретил на Амуре русскую вс партию, но, узнав, что маньчжуры собрали против него шеститысячную армию, отступил на запад[2][8].
В апреле 1652 года при входе в Хинганское ущелье Хабаров встретил отряд казаков под предводительством якутского служилого Третьяка Чечигина, которые возвращались из Якутска с порохом, свинцом и вс отрядом[2]. Оказалось, что Чечигин выслал вперёд основного своего отряда небольшую разведку во главе с Иваном Нагибой, который должен был обнаружить отряд Хабарова, но Нагиба с Хабаровым не встретился.
Казаки хотели плыть вниз для поисков пропавших товарищей, но Хабаров воспротивился их желанию и продолжал свой путь вверх по Амуру. Это обстоятельство возбудило неудовольствие среди казаков и 1 августа 1652 года в полку Хабарова произошёл раскол: 136 человек под предводительством Стеньки Полякова поплыли назад. Они явились в землю гиляков, в которой начали действовать очень удачно. Хабаров не смирился с бунтовщиками и поплыл вслед за ними, появившись 30 сентября того же года у выстроенного теми острога. Хабаров приказал строить зимовье в непосредственной близости от острога казаков Полякова, а далее велел построить роскаты для пушек и начать стрелять по крепости. Отвечать на огонь засевшие в остроге казаки Полякова не решились, и Хабаров начал приготовления к его штурму. Однако, когда бунтовщики увидели, что 12 их товарищей, пойманных за пределами острога, были забиты палками насмерть, они решили сдаться сами. Не веря Хабарову на слово, поляковцы заключили с ним письменный договор, в котором он обязался не убивать и не грабить их, а также «государевых ясачных аманатов не терять». Тем не менее, четверых руководителей мятежных казаков, в том числе и Полякова, Хабаров «посадил в железа», а остальных велел бить батогами «и от ево, Ярофеевых, побой и мук умирало много»[9] 7 февраля 1653 года захваченный острог был по приказу Хабарова сломан и сожжён «кузнецам на уголье и на дрова»[2].
В августе 1653 года на Амур прибыл московский дворянин Дмитрий Зиновьев с царским указом «всю даурскую землю досмотреть и его, Хабарова, ведать». Недовольные Хабаровым казаки и служилые люди подали Зиновьеву челобитную, обвиняя его в том, что он посылал ложные донесения в Якутск и много приукрашивал в своих рассказах о Даурии и Маньчжурии, чтобы побудить правительство на завоевание этих земель. Помимо этого выяснилось, что Хабаров был весьма недоброжелательно настроен по отношению к местным народам, которые разбегались от него, в результате чего плодородная земля не возделывалась и ясак не мог быть снят. Также Зиновьеву было сообщено о жёстком отношении Хабарова к казакам собственного отряда[10]. Окончательную ясность в происшедшие на Амуре по вине Хабарова события внесла «известная челобитная Стеньки Полякова со товарищи», поданная царскому посланнику 6 сентября. Итогом наскоро проведённого Зиновьевым следствия было отстранение Хабарова от управления казачьим отрядом, его арест в устье реки Зеи[11] и дальнейшая переправка в Москву. Всё его имущество было конфисковано и описано. Приказным человеком на Амуре вместо Хабарова Зиновьев назначил Онуфрия Степанова Кузнеца[9][12].