Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Б Тест по теме «Революционное народничество XIX века» 1. Народничество – это А) Политическое течение среди крестьян, основным требованием которых было введение Конституции; Б) Политическое течение русско-радикальной интеллигенции, рассматривавшие народ, крестьянство как реальную политическую силу, и стремились сделать эту силу сознательной и организованной; В) Крестьянское восстание Г) Политическое течение, выступающее за отмену крепостного права 2. Кто был идейным вождем революционного движение в России в конце 50-60 годов XIX века? А) М. Н. Катков Б) М. Т. Лорис-Меликов В) Н. Г. Чернышевский Г) П. Н. Ткачев 3. Кто был лидером заговорщицкого народничества? А) П. Н. Ткачев Б) М. А. Бакунин В) П. Л. Лавров Г) М. Н. Катков 4. Какое народничество считало, что народ к революции не готов, и что малообразованный крестьянин не готов к подготовке революции? А) Заговорщицкое Б) Бунтарское В) Пропагандирское Г) Нет верного варианта ответа 5. Для какого народничества характерен метод «стихийный бунт»? А) Заговорщицкое Б) Бунтарское В) Пропагандирское Г) Нет верного варианта ответа 6. В каком году была создана тайная революционная организация «Земля и воля»? А) 1855 Б) 1861 В) 1864 Г) 1870 7. Кто был лидером общества «Народная расправа»? А) М. Н. Катков Б) С. Г. Нечаев В) Н. В. Чайковский Г) Н. А. Ишутин 8. «Создание всероссийской сети кружков, рас революционной литературы» - метод какого народничества 60-70-х годов XIX века? А) Ишутинцы Б) «Земля и воля» В) Чайковцы Г) «Народная расправа» 9. Выберите организаторов и руководителей «Народной воли»: А) А. Д. Михайлов Б) Н. А. Морозов В) С. М. Кравчинский Г) В. Н. Фигнер Д) М. А. Бакунин Е) С. Н. Халтурин Ж) М. Ф. Фроленко 10. Кто совершил последнее, смертельное покушение на Александра I 1 марта 1881 года? А) А. И. Желябов Б) Софья Перовская В) И. И. Гриневицкий Г) Антон Березовский
В 1790 году в Петербурге была издана «Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех доныне находившихся в свете». До недавнего времена ее считали перелицовкой романа Рабле, но в действительности это — перевод анонимной лубочной повести начала XVII века, восходящей к тем же фольклорным источникам, что и роман. «Повесть славного Гаргантуаса» в 1796 году вышла повторным изданием. Ее читали и взрослые и дети, знакомившиеся таким образом со сказочно-фольклорной первоосновой книги Рабле. Кроме того, учителя и наставники дворянских детей, осторожно пользуясь французским текстом романа, извлекали из него отдельные эпизоды для чтения и пересказа. Так же далеки были от оригинала и позднейшие переложения некоторых эпизодов без обозначения имени автора (сказки о подвигах великана Гаргантюа).
До начала XX века царская цензура пресекала все попытки познакомить читателей с «Гаргантюа и Пантагрюэлем», запрещая не гол,ко переводы, но даже статьи, в которых излагалось содержание романа. Например, цензор Лебедев, мотивируя в 1874 году запрещение статьи критика Варфоломея Зайцева, предназначенной для «Отечественных записок», по существу, раскрыл идейную направленность сатиры Рабле: «…нужно заметить, что большинство предметов, предаваемых Рабле на публичное осмеяние, продолжают существовать и ныне, как-то: верховная власть, выражающаяся в лице Государей; религиозные учреждения в лице монашествующих и священников; богатство, сосредотачивающееся в руках либо вельмож, либо в руках отдельных личностей. А потому знакомство русской публики с произведениями хотя и такого исторического, если можно так выразиться, писателя, как Рабле, нельзя не считать со стороны редакции крайне предосудительным».
В борьбе с феодально-церковным мировоззрением передовые деятели Возрождения создали новую, светскую культуру, основанную па принципах гуманизма. Провозвестники этой новой культуры с открытым забралом выступили в защиту человеческой личности и свободной мысли, против феодальных предрассудков, циничной погони за обогащением и жестокой эксплуатации народных масс. Многотрудная жизнь Рабле была заполнена неустанной борьбой за новые гуманистические идеалы, которые он отстаивал всеми доступными ему средствами. Превосходный лингвист, знаток античных древностей, выдающийся естествоиспытатель и прославленный медик, Рабле, опираясь на науку, воевал с мракобесием церковников и ниспровергал аскетическое мировоззрение средневековья. Главной заслугой Рабле является создание пятитомной сатирической эпопеи «Гаргантюа и Пантагрюэль» (1532 —1552], которой он отдал более двух десятилетий своей творческой жизни. По словам Белинского, это произведение «всегда будет иметь свой живой интерес, потому что оно тесно связано со смыслом и значением целой исторической эпохи»1.
Сам Рабле предупреждает читателей в предисловии, что его книга — нечто большее, чем простое нагромождение сказочно-фантастических авантюр: «Нужно,— говорит он,— разгрызть кость, чтобы добраться до мозга», то есть за полным чудесных приключений сюжетом увидеть глубокое содержание. Оглушительный хохот героев романа, их соленые шутки и безудержное «раблезианское» веселье выражают мироощущение людей, стремящихся освободиться от средневековой рутины и церковного догматизма. Этому здоровому, жизнерадостному началу, которое воплощено в образах Гаргантюа, Пантагрюэля и их друзей, противопоставлены уродливо-карикатурные маски средневековых монархов и церковников, схоластов и рутинерой. В каждом комическом эпизоде содержатся философская мысль и те «тонкие снадобья» жизненной мудрости, которые сам Рабле предлагал искать в своих книгах.
«Гаргантюа и Пантагрюэль» — это настоящая энциклопедия гуманистических идей, отражающая все стороны общественного бытия: ‘вопросы государственного устройства и политики, философии и религии, морали и педагогики, науки и просвещения. Для Рабле’человек с его правом на свободную, радостную, творческую жизнь находится в центре мира, и именно потому писателя больше всего интересует проблема воспитания нового человека. В главах, посвященных Гаргантюа, Рабле беспощадно высмеивает средневековую схоластическую педагогику, противопоставляя ей в лице Понократа новую, гуманистическую систему воспитания: наблюдение и изучение природы и жизни, сочетание теории с практикой, наглядное обучение, гармоническое развитие как умственных, так и физических человека. На протяжении всего романа Рабле выступает как рьяный пропагандист и блестящий популяризатор естественнонаучных знаний. Герцен заметил по этому поводу, что «Рабле, очень живо понимавший страшный вред схоластики на развитие ума, положил в основу воспитания Гаргантюа естественные науки».