В 312 году от Рождества Христова римский император Константин вел борьбу за столицу империи, Вечный город — Рим. Всю империю, еще недавно так успешно восстановленную императором Диоклетианом, лихорадила гражданская война. Красивая идея коллективного руководства государством из двух августов и двух цезарей, сменявшихся каждые 20 лет, оказалась утопичной. Как только Диоклетиан добровольно вышел на пенсию, его наследники и соправители тут же рассорились и принялись делить власть. В западной части империи соперничали два сына бывших августов: 40-летний Константин, за которым шли легионы Британии и Галлии, и Максенций, владевший Италией и Африкой. Историки, ссылаясь на слова самого Константина, рассказывают, что перед решающей битвой за Рим император (в то время поклонник солнечного культа, как и многие военные люди в Римской империи) увидел в небе знамение — знак в виде солнечного креста. Очень суеверный, как и все римляне той эпохи, император истолковал это как знак покровительства со стороны христианского Бога: именно с христианством ассоциировался в то время крест. Монограмма, увиденная императором в виде букв «хи» и «ро» (☧), была изображена на знаменах Константина, на щитах его воинов, а после славной победы над императором Максенцием и взятия Рима стала своего рода гербом Римской империи: ее можно видеть на многих саркофагах, зданиях и украшениях церквей того времени и будущих, уже христианских веков.
Следует отметить, что христианство при Константине вовсе не стало официальной государственной религией: и сам Константин, и его многочисленные подражатели из числа военной и гражданской элиты хотя и обратились, то есть уверовали в Христа, но не спешили принимать крещение и по долгу службы нередко участвовали в языческих обрядах. И большинство населения империи, конечно же, в то время не составляли христиане. Но христианство уже стало религией, которой покровительствовала государственная власть, что в Римской империи значило очень много. Тем более что прежняя, языческая религия держалась исключительно на государственном статусе, поскольку римский император по должности одновременно являлся главным жрецом, великим понтификом (а по-гречески — архиереем). И как только император перешел в другую веру, официальная римская религиозная традиция очень быстро стала сходить на нет.
Но и сам Константин, и другие военачальники и политики того времени далеко не сразу принимали крещение. Это очень важно отметить: крещение воспринималось в то время как печать, окончательное вхождение в ряды Церкви Христовой, которое обязывало соответствовать очень высокому стандарту христианской жизни. И крещеный человек не мог за участвовать в войнах, утверждать смертные приговоры, из которых в то время в основном и состояло римское законодательство, так что люди, занимавшиеся государственной деятельностью, в том числе и сами императоры, откладывали крещение до смертного одра, оставаясь в статусе оглашенных
. Но это вовсе не значит, что они не были верующими. И сам Константин Великий, и все его преемники были ревностными христианами, хотя и не могли в одночасье искоренить многовековые языческие традиции, тем более что с этими традициями связывались военные победы и слава Римской державы (не случайно статуя богини Виктории украшала римский Сенат, и как раз вокруг нее впоследствии проходила драматичная борьба между императорами-христианами и еще сохранявшими верность старой традиции римскими сенаторами).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Неліктен сарматтардың ескерткіштері өзендердің жағалауларынан көптер табылуда? 2. Сынтас, Бесоба, Аралтөбе обаларында кімдер жерленген? 3. Неліктен Аралтөбе қорымынан табылған адамды сармат көсемі деп атайды?
Существует убеждение, что Александр Македонский был великим полководцем.
Данное убеждение имеет очень простое доказательство – он совершил Восточный поход от Македонии до северной части Индии. Это говорит о том, что полководец он действительно неплохой, раз ему удалось совершить такой поход, уничтожить Персию и так далее.
Думаю, что полководческий талант Александра Македонскго проявлялся в том, что он сам шел на битву вместе со своим войском. Он не трусил, а действовал вместе со всеми согласно стратегии.
Его войско было оснащено качественным оружием, а используемые техники были передовыми на то время. Известно, что он использовал построение фаланг. В фалангах солдаты были вооружены копьями длиной в 6 метров, катапультами и арбалетами. Он даже придумал особую технику построение – он строил войско таким образом, что копья с дальних рядов как бы ложились на плечи ближних рядов. Конница или пехота врага не смогла бы устоять перед таким натиском.
Считается, что Александр имел чутье, которое позволяло ему отбирать лучших воинов.
Очевидно, что Александр Македонский также обладал даром убеждения и неплохо мотивировал воинов на дальнейшие походы и войны.
Однако, я также думаю, что полководческие Александра Македонского слегла преувеличены им самим и его современниками, которые считали его сыном богов. Все-таки Македонский делал множество ошибок.
Во-первых, он не давал своему войску набраться сил, а требовал от них постоянного результата. Поэтому войско сильно выбилось идти и отказалось идти дальше.