Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вопрос 1. Традиционно отсчёт русской истории ведётся: А) От «призвания варягов» в 862 г. Б) От крещения Руси. В) От основания Киева в VI веке. Вопрос 2. Пути проникновения христианства на Русь: А) Проникновение христианства из Болгарии Б) Связь с Царьградом. В) Через переселенцев-христиан. Вопрос 3. Какой князь, идя в поход, говорил «Иду на ВЫ»? А) Игорь. Б) Святослав. В) Владимир. Вопрос 4. Нормы сбора дани были введены: А) Рюриком. Б) Олегом. В) Ярославом Мудрым. Г) Святославом. Д) Ольгой. Вопрос 5. Заключение династических браков стало основным средством внешней политики Киевской Руси в годы правления: А) Владимира I. Б) Ярослава Мудрого. В) Триумвирата Ярославичей. Г) Владимира Мономаха. Вопрос 6. Одной из причин начала феодальной раздробленности считается: А) стремление местных князей к самостоятельности. Б) перерастание родовой общины в соседскую (территориальную В) складывание единого всероссийского рынка. Г) усиление власти великого киевского князя. Вопрос 7. Одной из причин начала феодальной раздробленности считается: А) ордынское нашествие хана Батыя. Б) принятие Русью православия. В) рост экономического могущества и самостоятельности князей. Г) складывание племенных союзов. Вопрос 8. Владимиро-Суздальское княжество располагалось: А) на побережье Балтийского и Северного морей. Б) в междуречье Днепра и Прута. В) в междуречье Оки и Волги. Г) на северо-восточных склонах Карпат. Вопрос 9. «Ледовое побоище» новгородских войск с крестоносцами состоялось на льду озера: А) Ильмень. Б) Онежского. В) Ладожского. Г) Чудского. Вопрос 10. Окончание зависимости Руси от ордынцев вошло в историю под названием: А) «стояние» на реке Угре. Б) Невская битва. В) Ледовое побоище. Г) Куликовская битва. Вопрос 11. Расположите в хронологической последовательности следующие Вопрос 12. «Бунташным» веком в истории России назван: А) XVIII в.; Б) XVI в.; В) XVII в.; Г) XV в. Вопрос 13. Опричнина – это: А) доля, которую по завещанию Иван IV выделял сыну Фёдору. Б) удел, который Иван IV предоставил своему двоюродному брату Владимиру Старицкому. В) одно из направлений внешней политики Ивана Грозного. Г) система репрессивных и террористических мер, направленных на установление деспотической власти Ивана Грозного Вопрос 14. Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и укажите, к кому относится эта характеристика. «При доброте и мягкости характера - это уважение к человеческому достоинству в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило ему прозвище «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что этот царь при беспредельной власти своей над народом, привыкшим к полному рабству, не посягнул ни на чье имущество, ни на чью жизнь, ни на чью честь». А) Алексею Михайловичу. Б) Петру Алексеевичу. В) Павлу Петровичу. Г) Петру Федоровичу. Вопрос 15. В годы царствования Петра I новым органом центрального управления государством стали: А) приказы. Б) министерства. В) коллегии. Г) государственные комиссии. Вопрос 16. Назовите наиболее известную военную операцию А. Суворова в конце XVIII века: А) взятие Константинополя (Стамбула). Б) взятие Берлина. В) переправа через Дунай. Г) Переход через Альпы. Вопрос 17. Главной внешнеполитической задачей России в годы царствования Екатерины II было: А) обеспечение выхода в Черное море. Б) получение статуса «великой державы». В) присоединение Финляндии. Г) закрепление дальневосточных территорий. Вопрос 18. При правлении Николая I было (-а) характерно (-а): А) усиление бюрократизации управления. Б) либерализация общества. В) широкая демократизация общества. Г) гласность. Вопрос 19. В конце XIX века в России впервые появились: А) посады. Б) мануфактуры. В) вотчины. Г) монополии. Вопрос 20. Двумя негативными последствиями коллективизации в СССР были: А) антисоветские выступления в деревне. Б) расслоение крестьян на бедных и богатых. В) голод 1932-1933 гг. в районах Украины, Нижней Волги, Западной Сибири. Г) массовая эмиграция крестьян за границу. Вопрос 21. Мероприятием политики «военного коммунизма» являлся (-ось, -ась): А) продразверстка. Б) восстановление денежного обращения. В) разрешение частной торговли производственной продукции. Г) допуск иностранного капитала. Вопрос 22. Новую экономическую политику характеризует понятие: А) жесткая централизация. Б) продотряд. В) милитаризация труда. Г) продналог. Вопрос 23. Для периода «холодной войны» по окончании Второй мировой войны был (-о) характерен (-но): А) смягчение конфронтации между социалистическими и капиталистическими странами. Б) раздел мира на две противоборствующие системы – капиталистическую и социалистическую. В) ослабление гонки ядерных вооружений. Г) решение спорных вопросов и проблем на международных конференциях.
Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой. По мере перехода к оседлой жизни и становления классового общества выделяются светлые божества:
У древних иранцев огонь почитался как посредник между богами и людьми во время жертвоприношений и как всеочищающая сила. Во время жертвоприношений они употребляли опьяняющий напиток хаому. Постепенно все более важное место занимает среди всех богов Ахура-Мазда (Господь Мудрости). Древние иранцы верили, что мир поделен на семь областей-кругов, самый большой из которых находится в центре и заселен людьми.
Наиболее известным пророком в Иране был Заратуштраили Зороастр. Жил он не позднее VII в. до н.э. Он был реальной исторической личностью и принадлежал к сословию жрецов. По некоторым сведениям, Заратуштра был скифом. Когда ему исполнилось 42 года, его проповедь новой религии, зороастризма, получила всеобщее признание. Позднее личность Заратуштры была мифологизирована и наделена сверхчеловеческими качествами.
Священная книга зороастризма - Авеста создавалась на протяжении многих веков сначала в устной традиции, затем не ранее III в. она была зафиксирована письменно. Авеста включает в себя три главные части:
Ясна (гимны и молитвы);Яшта (моления божествам);Видевдат (ритуально-культовый сборник, содержащий толкования всех верований и обрядов зороастризма).
Заратуштра выступил пророком верховного бога Ахура-Мазды (Ормузда) — бога добра, правды, создателя мира. Наряду с ним, изначально существует и его антипод -Анхра-Манью (бог зла, олицетворяющий мрак и смерть). Ахура-Мазда непрывно борется с Анхра-Манью, опираясь на своих добромыслие, правду, бессмертие. Ахура-Мазда создал человека свободным, и поэтому в борьбе добра со злом человек может сам выбирать позицию. Позднее было создано учение о том, что добрый дух Ахура- Мазда и злой дух Анхра-Манью являются сыновьями-близнецами «Бесконечного времени» - бога времени Зрвана. Каждый из них обладает равной силой и правит миром по 3 тыс. лет, после чего в течение последующих 3 тыс. лет между ними будет происходить борьба. Мировая история длится 12 тыс. лет, которые делятся на стадии. Первая стадия — царство добра — продолжается 3 тыс. лет.
Это — Золотой век. На второй стадии зло начинает одерживать верх. Это — стадия борьбы. Третья стадия — царство зла. Четвертая стадия — добро побеждает в результате борьбы.
Идеи зороастризма были известны древним грекам. Ахура-Мазда изображали по-разному (солнечный диск с крыльями или крылья в солнечном диске). В VI-VII в. н.э. накануне арабских завоеваний зороастризм получил широкое распространение в Иране. В первое время после завоевания Ирана арабами гонения на зороастрийцев не осуществлялись, но позднее, в IX-X в. началось принудительное обращение в ислам. Тех, кто не желал переходить в ислам, называли гебрами (неверный). С ними расправлялись жестоко: их или убивали, или изгоняли. Часть зороастрийцев переселилась в Индию, там их стали называть парсами, а саму религию — парсизмом.
Принципы и обряды зороастризма
Главное нравственное требование - сохранение жизни и борьба со злом. Никаких пищевых запретов нет. Обрядинициации проводится, когда ребенок достигает возраста 7 или 10 лет. Во время обряда жертвоприношения зороастрийцы должны были пить хаому перед жертвенным огнем и произносить слова молитвы. Для хранения огня строили храмы. В этих храмах огонь должен был гореть постоянно. Пять раз в день его подпитывают и читают молитвы. Исследователи считают, что 5-кратная молитва в исламе взята из зороастризма.
Обряд погребения был связан с основами вероучения. Древние иранцы считали, что мертвое тело оскверняет природные стихии, поэтому для погребения строили высокие башни, называемые Башнями Молчания. Когда человек умирал, к его телу подводили собаку пять раз в день. После первого подвода собаки к покойнику в помещение вносили огонь, который горел в течение трех дней после того, как покойника отнесут в Башню Молчания. Вынос тела должен был происходить в дневное время. Башня заканчивалась тремя кругами, на которые кладут обнаженные тела: на первый — мужчин, на второй — женщин, на третий — детей. Гнездящиеся вокруг башни грифы в течение нескольких часов обгладывали кости, и когда кости высыхали, их сбрасывали вниз. Считалось, что душа покойного достигает Царства Мертвых и предстает перед Божьим судом на четвертый день.