История - знания, а также наука, которая позволяет узнать человека в или др. в Археология - наука, которая изучает быт и культуру древних культур и народов.
Орудия труда - орудия, которые человек использовал в древнем мире.
Родовая община - это форма социальной организации, где люди были одинаково связаны с друг другом.
Соседская община - это группа людей, не связанных с тобой или с родственниками твоими.
Религиозные верования - христианство, ислам, буддизм и т.п - религии, в которых верила каждая нация.
Племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями.
Ремесленник - человек, который занимался каким-либо ремеслом.
Знать - высший слой привилегии.
Государство - политическая форма организации общества на определённой территории.
Вельможа - богатый чиновник.
Налог - государственный сбор населения.
Бронза - в то время, считалось как металлом.
Храм - здание богослужения.
Жрец - служитель божества.
Клинопись - письменность, т.е где писали раньше на глиняных табличках.
Закон - постановление государственной власти.
Колония - зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства.
Библия - книга, где находились мифы, предания и т.п.
Единобожие - единый Бог.(верить в одного Бога)
Каста - название соц групп, на которые разделялось индийское общество.
Буддизм - религия (в Индии появилось).
Полис - город-государство в Др. Греции.
Демос - свободные граждане, имеющие гражданские права.
Демократия - это политич. система, в которой политич. власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.
После окончания Смутного времени, при Михаиле и Алексее Романовых во все внешние сферы жизни российской жизни стали проникать иноземные новшества: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые немцы-солдаты маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Некоторые россияне (даже царские дети), глядясь в венецианские зеркала, примеряли иностранные костюмы, кто-то завел обстановку, как в Немецкой Слободе...
Но затронута ли была душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди оставались такими же ревнителями московской старины, «веры и благочестия», какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные, говорившие, что «Ветхий Рим пал от ересей. Второй Рим захватили безбожные турки, Русь - Третий Рим, который один остался хранителем истинной христовой веры!»
В Москву XVII в. власти все чаще звали «духовных учителей» - греков, но на них часть общества смотрела свысока: не греки ли малодушно заключили в 1439 г. во Флоренции унию с папой римским? Нет, другого чистого православия, кроме русского, нет и не будет.
В силу этих представлений русские не чувствовали «комплекса неполноценности» перед более ученым, умелым и живущим с большим комфортом иноземцем, однако опасались - как бы эти немецкие водовзводные машины, польские книги вместе со «льстивыми греками и киевлянами» не коснулись самих основ жизни и веры.
В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки» и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху, - конец благочестию и старине, наступает конец света.
Царь женился. Отшумел соляной бунт 1648 года. Не все остались при головах, но при бородах все. Однако напряжение не спадало. Грянула война с Польшей за православных малороссийских и белорусских братьев. Победы вдохновляли, тяготы от войны раздражали и разоряли, простолюдины роптали, бежали. Напряжение, подозрительность, ожидание чего-то неминуемого росли.
И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, которого царь называл «избранным и крепкостоятельным пастырем, наставником душ и тел, возлюбленным любимцем и содружебником, солнцем, светящимся во всей вселенной...», ставший в 1652 г. патриархом, задумал церковные реформы.
ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Никона целиком поглощала мысль превосходства духовной власти над светской, которая воплотилась в идею Вселенской церкви.
1. Патриарх был убежден, что мир разделен на две сферы: вселенскую (общую), вечную, и на частную, временную.
2. Вселенское, вечное, - важнее всего частного и временного.
3. Московское государство, как всякое государство, - это частное.
4. Объединение же всех православных церквей - Вселенская церковь - вот что ближе всего к Богу, что на земле олицетворяет вечное.
5. Все, что не согласуется с вечным, вселенским, должно быть упразднено.
6. Кто же выше - патриарх или светский правитель? Для Никона не существовало этого вопроса. Патриарх Московский - один из патриархов Вселенской церкви, следовательно, его власть выше царской.
Когда Никона упрекали в папизме, он отвечал: «За доброе отчего и папу не почитать?» Алексея Михайловича отчасти, видимо, захватывали рассуждения его властного «друга». Царь патриарху титул «великого государя». Это был царский титул, и из патриархов его носил лишь дед самого Алексея - Филарет Романов.
Патриарх был ревнителем истинного православия. Считая первоисточниками православных истин греческие и старославянские книги (ибо оттуда взяла Русь веру), Никон задумал сравнить обряды и богослужебные обычаи московской церкви с греческими.
И что же? Новизна в обрядах и обычаях Московской церкви, почитавшей себя единственной истинно христовой церковью, была повсюду. Московитяне писали «Исус», а не «Иисус», служили литургии на семи, а не на пяти, как греки, просфорах, крестились 2 перстами, олицетворявшими Бога-отца и Бога-сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом 3 перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога отца, сына и Святого духа. На Афоне одного русского монаха-пилигрима, между прочим, за двуперстное крещение едва не убили как еретика. И много еще расхождений нашел патриарх. В различных областях сложились местные особенности службы. Священный Собор 1551 г. некоторые из местных отличий признал как общерусские. С началом книгопечатания во второй половине XVI в. они получили широкое распространение.
Никон происходил из крестьян, и с крестьянской прямолинейностью он объявил войну отличиям Московской церкви от Греческой.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
В чём заключался балтийский вопрос для России?
Балтийский вопрос во внешней политике России (XVI – XVIII вв.)
В историографии существует две точки зрения на то, откуда берет свое начало Балтийский вопрос.
Традиционный подход – балтийский вопрос выводится из XVI в.
А) Иван IV: Ливонская война (1558 – 1583). Москва требовала от Ливонии признания вхождения её земель в состав Русского государства и ставила перед собой задачи:
Достижение выхода в Балтийское море, для усиления внешних торговых связей России с Европой укрепление России на мировой арене как великой державы;
Объединение земель, входивших в состав Древнерусского государства.
Поводом к наступлению на Ливонские земли со стороны России стал тот факт, что Ливонский орден несколько лет не выплачивал Русскому государству дань за город Юрьев (Дерпт).
Выделяют два этапа Ливонской войны (1558 - 1583):
1-й этап: 1558 – 1563 гг. – этот период Ливонской войны можно характеризовать как время русских побед. Первый этап Ливонской войны также можно разделить на два периода:
1-й период: 1558 – 1660 гг. – война с Ливонским орденом.
В 1558 году русскими взяты Нарва и Дерпт (Юрьев). В октябре 1559 г заключено перемирие между Иваном IV и магистром Ливонского Ордена. Но в том же году магистр был смещен, и Ливонский орден заключил соглашение с Польшей, и в 1560 г. война была возобновлена. Русскими войсками взят.
2-й период: 1561 – 1563 гг. – военные действия переносятся в Литовские и Шведские земли.
Русские войска добиваются успехов, в 1563 г. после трехнедельной осады взят Полоцк.
2-й этап: 1564 – 1575 гг. – вялотекущие военные действия с обеих сторон с альтернативой победного завершения Ливонской войны в пользу Русского государства.
В 1565—1566 гг. Литва готова была на почетный для Грозного мир и уступала Москве все ее приобретения. Но земский собор 1566 г. высказался за продолжение войны с целью дальнейших земельных приобретений: желали всей Ливонии и Полоцкого повета к г. Полоцку.
3-й этап: 1576 – 1583 гг. – переход инициативы в военных действий к Речи Посполитой.
В 1576 г. на престол Речи Посполитой (1569 г. – объединение Литвы и Польши в одно государство) был избран талантливый полководец Стефан Баторий. В 1579 г. он перешел в наступление и отбил у русских Полоцк. Русские войска были вытеснены из Ливонии, а в 1581 г. Баторий осадил Псков.
В 1582 г. было заключено Ям-Запольское перемирие с Польшей.
Документ
Н. М. Карамзин. История Государства Российского. Том IX. Глава V.
Елецкий и Олферьев должны были принять главное условие: то есть, именем Иоанновым отказались от Ливонии; уступили и Полоцк с Велижем; а Баторий согласился не требовать с нас денег, не упоминать в записи ни о Шведском Короле, ни о городах Эстонских (Ревеле, Нарве), возвратить нам Великие Луки, Заволочье, Невель, Холм, Себеж, Остров, Красный, Изборск, Гдов и все другие Псковские занятые им пригороды. На сих условиях положили быть десятилетнему перемирию от 6 Генваря 1582 года.
А в 1583 г. Иван IV пошел на перемирие со Швецией (Плюсское перемирие), по которому к Швеции перешла Эстляндия и земли от реки Наровы до Ладожья по берегу Финского залива.
Документ
Н. М. Карамзин. История Государства Российского. Том IX. Глава VII.
Князь Лобанов и Дворянин Татищев съехались с ним [Делагарди]в Шелонской пятине на реке Плюсе и 26 Маия (1583) заключили перемирие сперва на два месяца, а после на три года, оставив Яму, Иваньгород, Копорье в руках Шведов!.
Таким образом, Ливонская война закончилась для России полным провалом, так как положение перемирия не давало точной уверенности в спокойном будущем и территориальные потери России на побережье Балтийского моря были стратегически важны для страны в тот момент.